Наш адрес |
660005, г.Красноярск, ул.Малиновского 20г (кадетский корпус), каб. 2-08, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, Центр мониторинга качества образования
Тел.: (3912) 24-60-50
БОЛЕЕ ПОДРОБНО ->>
E-mail: krasmonitor@yandex.ru;
|
Аналитический отчет, страница 5 |
страница1
страница2
страница3
страница4
страница5
4. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В КРАЕ
С целью
отработки механизма проведения итоговых контрольных работ по русскому языку и
математике в 4-х классах школ Красноярского края был организован мониторинг
качества процедуры данных замеров. Сотрудники Центра мониторинга качества
образования КК ИПК и ПП РО присутствовали на контрольных работах в 8 школах
края. В результате анализа всех поступивших материалов были сделаны следующие
выводы:
-
Большинство учителей начальной школы заблаговременно владели информацией
о проведении замеров, имели на руках демоверсии, осуществляли целенаправленную
подготовку школьников к контрольным работам.
-
Пакеты материалов поступили в школы своевременно; размножение текстов
осуществлялось по территориям либо МУО, либо ОУ.
-
Атмосфера проведения замеров была спокойной, доброжелательной; время
выполнения работ укладывалось в указанные сроки; проверка работ осуществлялась
по двум схемам: учитель- ассистент – проверка сразу после уроков; группа учителей
– проверка в МУО в день написания или в последующий день.
Большинство
отчетных материалов предоставлены в срок и отвечают предъявленным к ним
требованиям. Особо следует отметить отчетные материалы Курагинского района,
выполненные без единого замечания.
Вместе с тем
мониторинг выявил следующие нарушения в ходе проведения замеров:
На этапе МУО – ОУ:
-
Отсутствие инструкции для учителя и учащихся, анкеты для учителя в
пакете материалов, предоставленных школе для выполнения контрольных работ.
На этапе Администрация ОУ –
Учитель:
-
Несвоевременное размножение текстов работ (с опозданием на один урок).
-
Некачественное размножение текстов работ.
-
Отсутствие приказа на ассистентов.
-
Сокращение числа вариантов контрольной работы до двух.
При написании контрольных
работ:
-
Превышение полномочий ассистента (несвоевременный и собственноручный
сбор работ у детей).
-
Хождение учителя по классу во время контрольной работы и оказание помощи
учащимся.
При проверке контрольных
работ:
-
Отсутствие ассистента при проверке работ.
-
Присутствие детей при проверке работ.
-
Осуществление проверки без изучения инструкции по проверке.
-
Неправильный перевод итоговых баллов, набранных учащимся, в отметку по
5-балльной системе.
-
Фальсификация результатов.
При предъявлении отчетной
информации на этапе МУО - Центр мониторинга качества образования:
-
Игнорирование некоторых пунктов при заполнении матриц результатов (по
классу или району) (Ермаковский, Свердловский, Березовский районы).
-
Отсутствие сводных матриц или неполное их заполнение (Богучанский, Шушенский,
Сухобузимский, Северо-Енисейский районы, п. Кедровый).
-
Арифметические ошибки, связанные с выполнением действий сложения в
строчках сводных матриц (Березовский, Октябрьский, Енисейский, Большемуртинский
районы).
-
Игнорирование инструкции по проверке работ и заполнению матриц (введение
собственных знаков, новой шкалы оценивания по критериям - Нижнеингашский,
Ермаковский, Абанский, Ужурский, Тасеевский районы).
-
Несоответствие информации сводной матрицы с данными матриц по классам и
школам (Туруханский район).
-
Отсутствие анкет педагогов (г. Железногорск (сош 97, 96, 103), Манский,
Балахтинский, Нижнеингашский, г. Заозерный районы); предоставили по одной
странице анкеты для педагогов из двух (Северо-Енисейский, Шушенский районы, г.
Сосновоборск)
-
Несвоевременное предъявление отчета в Агентство образования
(Балахтинский, Канский, Ирбейский, Уярский, Каратузский, Абанский).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приоритетной
целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к
самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом
этапе обучения. Для начального общего образования является важным развитие у
младших школьников умений учиться, развивать познавательные интересы, осваивать
базовые для дальнейшего учения умения – читать, писать, считать. Особая
важность развития этих умений обусловлена тем, что на этапе основной школы эти
базовые умения трансформируются в общие учебные умения. Именно поэтому весьма важной
для педагогов начальной школы является работа по развитию у каждого ученика
предметных умений на содержании русского языка и математики.
26% протестированных
учащихся по русскому языку и 22% учащихся - по математике не овладели в
достаточной степени необходимыми умениями на соответствующем предметном
содержании. Можно заключить, что для данной категории детей не были созданы
условия для их развития ни дома, ни в школе. Это, в свою очередь, сигнализирует
о слабой методической системе начального звена школ края, об отсутствии
мониторинга достижения стандарта всеми учащимися.
Поскольку в образовании
принято говорить о качестве обучения в том случае, когда полученный результат
обучения совпадает с поставленной целью, следует заключить, что практически
каждый пятый выпускник из числа протестированных детей получил обучение
низкого качества и не готов в достаточной степени к обучению в основной школе.
Мониторинг учебных
достижений выпускников начальной школы становится одной из составляющих
Региональной системы оценки качества образования, которая призвана осуществлять
оценивание качества образования на всех уровнях обучения. Особенность оценки
учебных достижений выпускников начальной школы в 2007г. заключалась в том, что
оцениванию подлежали предметные умения школьников. Проведение этой работы
значимо, так как позволит, с одной стороны, удерживать планку уровня
предметной подготовки младших школьников в крае, с другой стороны, комплексно
организовать методическую и управленческую работу со всеми участниками
образовательного процесса.
В дальнейшем проведение
ежегодной внешней экспертизы учебных достижений выпускников начальной школы
позволит иметь информацию не только о развитии у детей базовых предметных умений,
а также и общих учебных умений. Возможен вариант получения информации и по
другим показателям, входящим в понятие «качества образования.»
Приложение 1
Участие территорий
края в проведении итоговых контрольных работ
№ п/п
|
Территории
Красноярского края
|
Процент учащихся,
выполнявших
контрольные работы
(от общего числа
4-классников в территории)
|
1.
|
п. Кедровый
|
96,61%
|
2.
|
ЗАТО п. Солнечный
|
95,69%
|
3.
|
г. Бородино
|
95,36%
|
4.
|
Казачинский район
|
95,24%
|
5.
|
Пировский район
|
94,29%
|
6.
|
г. Дивногорск
|
93,56%
|
7.
|
г. Шарыпово
|
93,24%
|
8.
|
ЗАТО Железногорск
|
92,97%
|
9.
|
Саянский район
|
90,21%
|
10.
|
г. Боготол
|
88,05%
|
11.
|
г. Енисейск
|
85,71%
|
12.
|
г. Норильск
|
81,29%
|
13.
|
Ермаковский район
|
79,93%
|
14.
|
Туруханский район
|
74,30%
|
15.
|
Богучанский район
|
74,23%
|
16.
|
г. Лесосибирск
|
74,03%
|
17.
|
г. Сосновоборск
|
73,95%
|
18.
|
Рыбинский район
|
73,54%
|
19.
|
Курагинский район
|
72,95%
|
20.
|
Ирбейский район
|
72,51%
|
21.
|
Манский район
|
72,29%
|
22.
|
Дзержинский район
|
71,70%
|
23.
|
Большеулуйский район
|
71,62%
|
24.
|
Большемуртинский район
|
71,43%
|
25.
|
г. Назарово
|
69,93%
|
26.
|
Абанский район
|
69,75%
|
27.
|
Бирилюсский район
|
65,35%
|
28.
|
Балахтинский район
|
64,79%
|
29.
|
Эвенкийский муниципальный район
|
63,91%
|
30.
|
Сухобузимский район
|
63,86%
|
31.
|
Кежемский район
|
62,61%
|
32.
|
Краснотуранский район
|
60,42%
|
33.
|
Уярский район
|
59,80%
|
34.
|
Центральный район г. Красноярска
|
58,26%
|
35.
|
Железнодорожный район г. Красноярска
|
56,79%
|
36.
|
г. Ачинск
|
56,47%
|
37.
|
Тюхтетский район
|
56,25%
|
38.
|
Шарыповский район
|
56,25%
|
39.
|
Назаровский район
|
55,89%
|
40.
|
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район
|
54,56%
|
41.
|
Иланский район
|
54,33%
|
42.
|
Шушенский район
|
54,26%
|
43.
|
Ачинский район
|
52,94%
|
44.
|
г. Зеленогорск
|
51,50%
|
45.
|
Минусинский район
|
51,28%
|
46.
|
Енисейский район
|
51,15%
|
47.
|
Ленинский район г. Красноярска
|
50,22%
|
48.
|
Октябрьский район г. Красноярска
|
48,72%
|
49.
|
Свердловский район г. Красноярска
|
48,62%
|
50.
|
Советский район г. Красноярска
|
48,53%
|
51.
|
Тасеевский район
|
48,35%
|
52.
|
Нижнеингашский район
|
47,75%
|
53.
|
г. Канск
|
47,68%
|
54.
|
Кировский район г. Красноярска
|
47,06%
|
55.
|
Ужурский район
|
45,75%
|
56.
|
Боготольский район
|
45,19%
|
57.
|
Идринский район
|
44,80%
|
58.
|
г. Заозерный
|
43,75%
|
59.
|
Емельяновский район
|
43,09%
|
60.
|
Новоселовский район
|
41,57%
|
61.
|
Канский район
|
36,36%
|
62.
|
Березовский район
|
33,13%
|
63.
|
Северо-Енисейский район
|
20,16%
|
64.
|
Каратузский район
|
0,00%
|
Приложение 2
Выполнение учащимися каждого задания контрольной работы по математике
№
задания
|
Проверяемые умения
|
Среднекраевой
показатель
проявления
|
1
|
Читают и записывают натуральное число в пределах 1000000
|
92,61%
|
2
|
Представляют многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых
|
93,75%
|
3
|
Различают математические выражения (сумма, разность)
|
74,81%
|
4
|
Находят неизвестный компонент действия
|
69,85%
|
5
|
Складывают многозначные числа в пределах 1000000
|
90,72%
|
6
|
Вычитают многозначные числа в пределах 1000000
|
86,91%
|
7
|
Умножают многозначное число на двузначное
|
80,47%
|
8
|
Делят многозначное число на двузначное
|
81,30%
|
9
|
Выполняют вычисления с нулем.
|
93,67%
|
10
|
Расставляют порядок действий
|
92,20%
|
11
|
Применяют соотношение между единицами измерения длины
|
82,27%
|
12
|
Применяют соотношения между единицами измерения массы
|
85,23%
|
13
|
Применяют соотношение между единицами измерения времени
|
80,77%
|
14
|
Устанавливают взаимосвязь между скоростью, временем и
длиной пути, находят неизвестную величину
|
87,24%
|
15
|
Определяют время по часам
|
83,06%
|
16
|
Выражают арифметическим действием смысл отношений «больше
на» («меньше на»)
|
74,19%
|
17
|
Измеряют длину отрезка
|
71,93%
|
18
|
Вычисляют площадь прямоугольника (квадрата)
|
71,83%
|
19
|
Вычисляют периметр прямоугольника (квадрата)
|
70,96%
|
20
|
Распознают изученные геометрические фигуры
|
94,91%
|
21
|
Заполняют первую строку в первом столбце таблицы при решении
простейшей задачи 1
|
84,66%
|
Заполняют первую строку в третьем столбце таблицы при решении
простейшей задачи 1
|
75,89%
|
Заполняют вторую строку в первом столбце таблицы при решении
простейшей задачи 2
|
77,59%
|
Заполняют вторую строку во втором столбце таблицы при решении
простейшей задачи 2
|
73,07%
|
22
|
Находят общее количество метров (сложение)
|
72,43%
|
Определяют цену 1 метра (деление)
|
63,97%
|
Определяют первую стоимость (умножение)
|
54,75%
|
Находят вторую стоимость (умножение или вычитание)
|
53,63%
|
23
|
Описывают первое отношение, заданное произведением
|
66,76%
|
Описывают второе отношение, заданное произведением
|
65,79%
|
Формулируют главный вопрос задачи
|
66,02%
|
24
|
Осуществляют сравнение
|
87,43%
|
Приложение 3
Выполнение учащимися каждого задания контрольной работы по русскому
языку
№
задания
|
Проверяемые умения
|
Среднекраевой
показатель
проявления
|
1
|
Определяют ударный слог в слове
|
87,09%
|
2
|
Различают глухие и звонкие согласные звуки
|
71,84%
|
3
|
Сопоставляют количество звуков и букв в словах
|
68,55%
|
4
|
Различают безударные гласные в корне слова, проверяемые
ударением (или безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением)
|
71,07%
|
5
|
Определяют правильное написание слов с орфограммой «Ь после
шипящих»
|
85,10%
|
6
|
Определяют правильное написание слов с орфограммой «Правописание
согласных в корне слова»
|
80,95%
|
7
|
Определяют правильное написание слов с орфограммой «Правописание
падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных»
|
77,69%
|
8
|
Определяют правильное написание слов с орфограммой «Раздельное
написание предлогов»
|
83,88%
|
9
|
Подбирают слово по указанной схеме
|
84,20%
|
10
|
Определяют склонение имени существительного
|
81,35%
|
11
|
Определяют падеж имени существительного
|
71,65%
|
12
|
Определяют род имени прилагательного
|
84,48%
|
13
|
Распознают местоимения среди изученных частей речи
|
83,60%
|
14
|
Распознают глагол в неопределенной форме
|
64,15%
|
15
|
Определяют время у глаголов
|
84,04%
|
16
|
Находят главные члены в простом предложении
|
86,55%
|
17
|
Ставят знаки препинания в предложенной изученной структуре
|
72,35%
|
18
|
Устанавливают порядок предложений в тексте.
|
71,12%
|
19
|
Списывают текст (вне зависимости от последовательности предложений),
не допустив ни одного пропуска, искажения (в т. ч. знаков препинания),
правильно осуществив перенос слов, сделав не более 2-х самостоятельных исправлений.
|
61,94%
|
Вставляют пропущенные буквы в словах на орф.
«Разделительный Ь».
|
91,20%
|
Правильно пишут слова с сочетанием –ЧК.
|
84,00%
|
Вставляют пропущенные буквы в словах на орф. «Проверяемая
безударная гласная в корне слова».
|
85,95%
|
20
|
Определяют тип текста (повествование, описание,
рассуждение)
|
60,93%
|
21
|
Подбирают проверочное слово к первому слову.
|
71,94%
|
Подбирают проверочное слово ко второму слову.
|
83,03%
|
22
|
Выписывают из текста слово с указанными признаками.
|
61,07%
|
Разбирают по составу выписанное слово.
|
55,14%
|
23
|
Выписывают из текста предложение с однородными членами.
|
67,91%
|
Подчеркивают главные члены в выписанном предложении.
|
60,84%
|
24
|
Определяют тип предложения по цели высказывания.
|
51,80%
|
Определяют тип предложения по интонации.
|
47,75%
|
страница1
страница2
страница3
страница4
страница5
| |