3. РЕЗУЛЬТАТЫ
АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С целью поиска факторов,
влияющих на развитие учебных достижений школьников, было проведено
анкетирование учителей начальной школы, работающих в исследуемых классах.
В качестве инструментария
изучения деятельности педагогов была использована анкета, содержание которой
представляло собой совокупность вопросов социологического и социально-педагогического
характера.
Выборка исследования
составила 847 респондентов. Распределение выборки учителей начальной школы в
соответствии с используемой образовательной программой имеет следующую картину:
56% составили педагоги, реализующие программу «Школа России» или «Классическая
начальная школа», 18% - «Школа 2100», 10% - «Начальная школа XXI
века», 9%- «Система РО Л.В. Занкова», по 3% - «Система РО Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова» и «Гармония». Начинает внедряться в образовательную практику
«Перспективная начальная школа».
В ходе анкетирования было
выявлено распределение педагогов в соответствии со стажем педагогической
деятельности и квалификационной категорией (табл.14, 15).
Таблица 14
Педагогический
стаж учителей начальных классов
Название
образовательной
программы
Педагогический
стаж
|
Школа
России,
Классическая школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
5 лет и менее
|
5%
|
3%
|
5%
|
8%
|
7%
|
8%
|
от 6 до 10 лет
|
5%
|
3%
|
4%
|
14%
|
6%
|
16%
|
от 11 до 20 лет
|
34%
|
36%
|
27%
|
34%
|
40%
|
20%
|
от 21 до 25 лет
|
24%
|
31%
|
30%
|
10%
|
18%
|
24%
|
более 25 лет
|
32%
|
27%
|
34%
|
34%
|
29%
|
32%
|
Таблица 15
Квалификационная
категория учителей начальных классов
Название
образовательной
программы
Квалификационная категория
|
Школа
России,
Классическая школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI
века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
высшая
|
9%
|
29%
|
34%
|
24%
|
44%
|
19%
|
первая
|
44%
|
46%
|
45%
|
42%
|
20%
|
52%
|
вторая
|
36%
|
21%
|
16%
|
34%
|
28%
|
20%
|
категория
отсутствует
|
11%
|
4%
|
5%
|
-
|
8%
|
9%
|
Из таблицы 14 и 15 видно,
что каждые два из трех педагогов начальной школы, организующих
обучение в исследуемых классах, имеют высшую или первую
квалификационную категорию, каждый второй педагог является учителем,
педагогический стаж которого превышает 20 лет. Таким образом,
выборку исследования по формальным показателям составили профессионально
компетентные педагоги.
В ходе исследования было
выявлено, что сложившаяся в современном образовании Красноярского края
ситуация, связанная с недостаточным качеством сформированности предметных
умений по русскому языку и математике у выпускников начальной школы (каждый
четвертый из исследуемых учащихся не выполняет требования к уровню подготовки
выпускников начальной школы, обозначенные государственным
образовательным стандартом начального общего образования), обусловлена наличием
ряда факторов.
Во-первых, до 24% респондентов
используют в массовой практике учебные пособия по математике и русскому языку,
которые не входят в перечень наименований УМК, рекомендованных авторами
образовательной программы. В то же время большая часть исследуемых педагогов
соблюдают единство образовательной программы и
учебников (диагр. 4). Так, например, для освоения учащимися содержания
математики в условиях реализации образовательной программы «Школа 2100» учителя
применяют учебники М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, входящие в учебно-методический комплект
других программ («Школа России» и «Гармония» соответственно). Подобная ситуация
наблюдается и при реализации системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В.
Давыдова учителями, использующими учебник Р.Н. Бунеева («Школа 2100») для
освоения учащимися содержания по русскому языку. В результате основные идеи
авторов образовательных программ начальной школы не получают должной
реализации, что, вероятно, приводит к недостаточному усвоению содержания
учебных предметов в начальной школе и возникновению трудностей при обучении уже
на ступени начального школьного образования.
Диаграмма 4
Соблюдение педагогами учебно-методического комплекта,
рекомендованного авторами реализуемой ими программы обучения
Во-вторых,
для большинства педагогов выбор той или иной программы обучения начальной школы
не является личной позицией (табл. 16). Из таблицы 16 видно, что решение о
выборе программы обучения в конкретном классе в большей степени принимают
руководители разного уровня управления (муниципального, школьного). Такое
навязывание не способствует развитию профессиональной деятельности педагогов и
повышению качества сформированности предметных умений у школьников.
Таблица 16
Принятие решения о выборе программы обучения в исследуемых классах
разными субъектами системы образования
Название
образовательной
программы
Субъекты
системы
образования
|
Школа
России,
Классическая школа
|
Школа
2000-
2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI
века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
Управление образования
|
2%
|
-
|
1%
|
3%
|
4%
|
-
|
Администрация школы
|
24%
|
32%
|
19%
|
45%
|
21%
|
44%
|
Педагогический совет школы
|
34%
|
17%
|
17%
|
7%
|
20%
|
16%
|
Районное (школьное) методическое объединение
учителей
|
4%
|
1%
|
-
|
-
|
1%
|
1%
|
Учитель
|
34%
|
42%
|
62%
|
45%
|
45%
|
52%
|
Родители
|
3%
|
7%
|
-
|
-
|
1%
|
2%
|
Некоторые
педагоги не испытывают внутренней потребности в освоении содержания и методов
обучения реализуемой программы, а продолжают повышать свою квалификацию в интересующих
их областях (в том числе и в содержании других программ обучения начальной
школы). В результате значительная часть исследуемых педагогов начальной школы
организует учебный процесс по той или иной программе обучения учащихся, не
владея особенностями ее содержания и методами реализации, поскольку по данной
тематике не проходили курсы повышения квалификации (табл. 17).
Таблица 17
Прохождение педагогами начальной школы курсов повышения квалификации
(ПК),
направленных на освоение содержания и способов реализации программы
обучения учащихся
Название
образовательной
программы
Характеристики
|
Школа
России,
Классическая
школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная
школа
XXI века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
Прошли курсы ПК по программе
|
реализуемой
|
37%
|
66%
|
73%
|
66%
|
71%
|
64%
|
иной
|
9%
|
8%
|
6%
|
13%
|
-
|
-
|
Не прошли (или не указали) курсы ПК по программам
обучения учащихся в начальной школе
|
54%
|
26%
|
21%
|
21%
|
19%
|
16%
|
В-третьих, значительная
часть учителей заявляет о применении в своей профессиональной деятельности той
или иной педагогической технологии (табл. 18), при этом большинство из них
фиксируют их формально, указывая некоторые методики, способы, приемы, а иногда
только подходы или принципы, которые представляют собой отдельные составляющие
содержания самой технологии. Такое небрежное манипулирование содержанием педагогических
технологий обусловлено тем, что большинство исследуемых педагогов не повышали
квалификацию по применяемой технологии обучения (табл. 19). В результате процесс
обучения организован с нарушениями системных принципов технологии (наблюдается
рассогласованность цели, содержания, средств, методов, форм обучения и
управления), что не позволяет достичь планируемых результатов обучения
учащихся.
Таблица 18
Спектр
педагогических технологий,
применяемых
учителями начальной школы для организации обучения учащихся
Название
образовательной
программы
Педагогические
технологии
|
Школа
России,
Классическая школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В. Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
Коллективный
способ обучения (КСО)
|
38%
|
29%
|
42%
|
17%
|
25%
|
8%
|
Развивающее
обучение (РО)
|
1%
|
1%
|
22%
|
-
|
1%
|
56%
|
Способ диалектического обучения (СДО)
|
4%
|
8%
|
3%
|
10%
|
1%
|
-
|
Индивидуально-ориентированный способ обучения (ИОСО)
|
30%
|
35%
|
27%
|
31%
|
45%
|
24%
|
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО)
|
1%
|
3%
|
3%
|
-
|
1%
|
4%
|
Таблица 19
Прохождение учителями начальной школы курсов повышения квалификации
(ПК),
направленных на освоение педагогических технологий обучения учащихся
Название
образовательной
программы
Характеристики
|
Школа
России,
Классическая
школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI
века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
Прошли курсы ПК по
технологии
|
реализуемой
|
11%
|
10%
|
13%
|
14%
|
4%
|
20%
|
иной
|
10%
|
14%
|
26%
|
3%
|
15%
|
40%
|
Не прошли (или не указали) курсы ПК по технологиям
обучения учащихся
|
39%
|
35%
|
35%
|
41%
|
52%
|
28%
|
В-четвертых,
большинство учителей начальной школы, принявших участие в исследовании,
применяют традиционные методы оценивания, которые носят субъективный характер и
существенно зависят от обстоятельств проведения самой процедуры измерения и
внутреннего состояния ее субъектов (педагога и ученика). В то же время
альтернативные (современные) методы измерения и оценивания,
позволяющие учителю собирать объективную, достоверную информацию о качестве
сформированности предметных умений у школьников и на основе ее корректировать
учебный процесс, используются незначительной частью респондентов (табл. 20).
Это свидетельствует о том, что процесс обучения, организованный большинством
анкетируемых учителей, характеризуется стихийностью, ориентацией на процесс, а
не на результат, неадекватностью выбора методов, средств и содержания учебного
процесса.
Таблица 20
Методы оценивания
учебных достижений выпускников начальной школы,
применяемые
педагогами в профессиональной деятельности
Название
образовательной программы
Методы
оценивания
учебных достижений школьников
|
Школа
России,
Классическая
школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В.
Занкова
|
Гармония
|
Начальная школа
XXI века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
традиционные
|
пятибалльная
|
100%
|
устное,
письменное поощрение
|
35%
|
36%
|
55%
|
28%
|
32%
|
28%
|
современные
|
безотметочная
|
8%
|
14%
|
19%
|
10%
|
19%
|
56%
|
многобалльная
|
2%
|
14%
|
6%
|
3%
|
4%
|
12%
|
портфолио
|
12%
|
24%
|
43%
|
14%
|
25%
|
36%
|
В-пятых, большинство
респондентов считает, что необходимым условием качества реализации программы
обучения и достижения планируемых результатов в учебной деятельности учащихся
начальной школы наряду с периодической курсовой подготовкой является наличие
адресного методического сопровождения со стороны сотрудников КК ИПКиПП РО
(табл. 21). Вместе с тем в реальной практике такое сопровождение со стороны сотрудников
КК ИПКиПП РО является очень редким (диагр. 5). В результате проблемы, возникающие
у педагогов в ходе организации учебного процесса, остаются нерешенными, или
учитель принимает то или иное решение выхода из сложившейся ситуации исходя из
своей профессиональной компетентности. Зачастую такие решения не являются
адекватными, поскольку принимаются педагогами, которые не владеют в полной мере
содержанием и методами обучения по реализуемой программе (табл. 17) или
применяемой технологии (табл. 18) и усугубляются отсутствием объективной
информации о качестве освоения предметного содержания учащимися (табл. 20).
Из таблицы 21 видно, что
часть учителей начальной школы признают положительное влияние творческих групп
и ассоциаций на развитие профессиональной деятельности педагога.
Таблица 21
Спектр условий,
способствующих, по мнению учителей начальной школы,
совершенствованию
их профессиональной деятельности
Название
образовательной
программы
Условия
|
Школа
России,
Классическая
школа
|
Школа
2000- 2100
|
РО
Л.В. Занкова
|
Гармония
|
Начальная
школа
XXI века
|
РО
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
|
Адресное
методическое
сопровождение
сотрудниками ИПК РО
|
21%
|
30%
|
29%
|
24%
|
31%
|
44%
|
Периодическая
курсовая
подготовка
|
57%
|
72%
|
83%
|
66%
|
72%
|
36%
|
Самостоятельное
изучение
сборников
периодических и
научных изданий
|
73%
|
71%
|
77%
|
62%
|
65%
|
56%
|
Адресное
методическое
сопровождение
руководителем МО
|
2%
|
-
|
5%
|
-
|
-
|
4%
|
Участие в работе
ассоциаций,
творческих групп
|
-
|
-
|
3%
|
-
|
2%
|
4%
|
Участие в работе
семинаров
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
16%
|
Диаграмма 5
Количество учителей начальной школы, имеющих реальное научное сопровождение
в реализации программы обучения или применении педагогической технологии
Анализ результатов анкетирования
педагогов начальной школы, работающих в исследуемых классах, позволил выделить
следующие противоречия в системе школьного образования Красноярского края
между:
-
широким распространением разнообразных образовательных программ в
начальной школе и недостаточными ресурсными возможностями (методическими,
кадровыми) образовательных учреждений для их качественной реализации;
-
необходимостью обеспечения согласованности целей, содержания, методов,
форм обучения и контроля в реализации каждой образовательной программы
начальной школы или применении той или иной педагогической технологии и
недостаточным пониманием таковых условий системности со стороны педагогов;
-
необходимостью управления учебной деятельностью школьников по
результатам и недостаточным уровнем профессиональной компетентности в области
современных методов и средств диагностики учебных достижений учащихся;
-
потребностью педагогов в адресном научно-методическом сопровождении
реализации той или иной образовательной программы и отсутствием таковых
программ со стороны Красноярского института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования.