Наш адрес |
660005, г.Красноярск, ул.Малиновского 20г (кадетский корпус), каб. 2-08, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, Центр мониторинга качества образования
Тел.: (3912) 24-60-50
БОЛЕЕ ПОДРОБНО ->>
E-mail: krasmonitor@yandex.ru;
|
Аналитический отчет, страница 2 |
страница1
страница2
страница3
страница4
страница5
1. РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
ЗА
КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Кодификатор
контрольной работы по математике для выпускников начальной школы представлен четырьмя содержательными блоками:
-
числа и вычисления;
-
величины;
-
текстовые задачи;
-
геометрические фигуры.
Основным
содержанием, подлежащим контролю в первом блоке, являются умения читать,
записывать натуральные числа, осуществлять четыре арифметических действия над
ними в пределах миллиона, знать компоненты арифметических действий.
Второй содержательный
блок предполагает овладение учащимися умением пользоваться метрическими мерами
длины, времени, массы.
Третий блок
содержания предполагает наличие у выпускников начальной школы первоначальных
представлений о процессе математического моделирования, а также умения устанавливать
сущность математических отношений, скрытых за словесным содержанием задачи.
Содержание
четвертого блока ориентирует школьников на овладение умением распознавать
изученные геометрические фигуры, измерять длину отрезка, вычислять площадь и
периметр прямоугольника и квадрата.
Результаты выполнения выпускниками начальной
школы контрольной работы по математике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты
выполнения выпускниками начальной школы
контрольной
работы по математике
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
80,17%
|
84,60%
|
85,33%
|
87,94%
|
83,02%
|
80,17%
|
83,10%
|
Города края
|
87,72%
|
82,44%
|
84,56%
|
79,98%
|
79,38%
|
87,72%
|
80,50%
|
Районы края
|
68,59%
|
74,01%
|
74,64%
|
82,81%
|
64,41%
|
68,59%
|
72,34%
|
В целом по краю
|
79,99%
|
81,32%
|
82,96%
|
85,26%
|
75,80%
|
79,97%
|
78,15%
|
Из данных
таблицы следует, что наличие умений, соответствующих требованиям к уровню
подготовки выпускников начальной школы, демонстрируют от 75,80% («Начальная
школа 21 века») до 85,26% («Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»). В целом
по краю около 22% выпускников начальной школы не продемонстрировали умения, отвечающие
требованиям стандарта. Если учесть, что предложенные в контрольной работе
задания проверяли овладение базовыми умениями по математике, то можно сделать
вывод о том, что пятая часть школьников края, участвовавших в замерах, слабо
готовы или не готовы к обучению в основной школе. С учетом всех рисков замеров
этот процент учащихся, вероятно, больше.
Результаты выполнения части А контрольной работы по математике
Часть А
содержала 20 заданий в тестовой форме, проверяющих сформированность
умений действовать в знакомой учебной ситуации. Результаты их выполнения оценивались
по дихотомической шкале.
Результаты выполнения четвероклассниками заданий
части А представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты
выполнения выпускниками начальной школы заданий части А
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
84,58%
|
87,91%
|
88,33%
|
89,74%
|
87,44%
|
82,92%
|
86,80%
|
Города края
|
82,93%
|
85,48%
|
87,74%
|
84,24%
|
84,76%
|
82,71%
|
84,12%
|
Районы края
|
79,43%
|
80,47%
|
81,31%
|
84,50%
|
73,16%
|
76,39%
|
79,09%
|
В целом по краю
|
81,39%
|
85,20%
|
86,73%
|
87,86%
|
81,93%
|
80,86%
|
82,93%
|
Анализ данных
таблицы рассмотрим на примере результатов по программе «Школа России». Так,
84,58% выпускников начальной школы г. Красноярска, обучавшихся по данной
программе, смогли продемонстрировать умения части А. Выпускники городов края проявили
данный спектр умений – 82,93%, районов – 79,43%. Аналогично можно рассмотреть
результаты по остальным программам и выборкам. Следует заметить, что задания
части А, учитывая их элементарный уровень сложности, должны были выполнить все
тестируемые школьники.
В среднем по
краю (с учетом всех образовательных программ и всех территорий) около 17%
выпускников начальной школы не овладели элементарными базовыми умениями по математике,
необходимыми как для выполнения заданий в измененной ситуации, так и для
дальнейшего обучения в основной школе.
Результаты выполнения части Б контрольной работы по математике
Задания части Б
осуществляли проверку способности школьников применять базовые предметные
умения в измененной учебной ситуации. Решение заданий предполагало многошаговость,
определенную логику, построение алгоритма, внутреннего плана действий, применение
нескольких элементарных предметных умений.
Результаты выполнения выпускниками начальной
школы заданий части Б представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты
выполнения выпускниками начальной школы заданий части Б
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
73,21%
|
79,08%
|
80,34%
|
84,94%
|
75,67%
|
75,58%
|
76,93%
|
Города края
|
72,25%
|
77,38%
|
79,26%
|
72,87%
|
70,40%
|
96,08%
|
74,46%
|
Районы края
|
62,27%
|
63,25%
|
63,54%
|
80,00%
|
49,82%
|
55,59%
|
61,10%
|
В целом по краю
|
67,38%
|
74,85%
|
76,67%
|
80,93%
|
65,59%
|
78,49%
|
70,17%
|
Из таблицы 3
видно, что в целом по краю около 30% выпускников не продемонстрировали
перечисленные умения. Анализ выполнения заданий части Б позволяет сделать вывод
о том, что для третьей части выпускников, участвовавших в замерах, не были созданы
условия для овладения умением выполнять комплексные задания в 2-4 действия, связанные
с порядком, алгоритмом, планом действий. В методических системах педагогов не
нашел должного внимания вопрос развития у младших школьников умения моделировать
на математическом содержании.
Результаты выполнения контрольной работы по математике
по содержательным линиям (блокам)
Числа и вычисления
Число
выпускников, владеющих вычислительными умениями на уровне требований
государственного стандарта, представлено в таблице 4.
Таблица 4
Результаты
выполнения контрольной работы по математике.
Содержательный
блок «Числа и вычисления»
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
85,79%
|
90,52%
|
90,45%
|
90,10%
|
90,12%
|
84,70%
|
88,89%
|
Города края
|
85,73%
|
89,22%
|
90,03%
|
87,68%
|
88,31%
|
87,21%
|
87,26%
|
Районы края
|
82,37%
|
83,34%
|
84,76%
|
86,36%
|
77,19%
|
79,77%
|
82,17%
|
В целом по краю
|
84,14%
|
88,37%
|
89,18%
|
89,25%
|
85,30%
|
84,31%
|
85,79%
|
Из таблицы 4
следует, что в целом по краю около 14% выпускников начальной школы имеют
недостаточный уровень сформированности умения вычислять, что будет являться
серьезным препятствием для их успешной адаптации в основной школе. Не реализовали
возможность обучить школьников вычислительным умениям в сельских школах,
обучающих по программам «Школа 21 века», «Гармония».
Основные
затруднения школьников были связаны с тем, что они не освоили взаимосвязь между
компонентами и результатами арифметических действий, а значит, допустили
ошибки на нахождение неизвестных компонентов действий в числовых выражениях
(31% от числа выполнявших работу). Около 20% выпускников допустили вычислительные
ошибки на умножение, деление и сравнение многозначных чисел.
Величины
Число
выпускников, владеющих умением осуществлять действия с величинами, представлено
в таблице 5.
Таблица 5
Результаты
выполнения контрольной работы по математике.
Содержательный
блок «Величины»
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
85,72%
|
86,82%
|
88,46%
|
92,10%
|
88,59%
|
85,02%
|
87,42%
|
Города края
|
83,31%
|
84,63%
|
87,66%
|
81,54%
|
83,59%
|
82,26%
|
83,78%
|
Районы края
|
78,99%
|
80,36%
|
79,23%
|
82,50%
|
72,01%
|
77,38%
|
78,75%
|
В целом по краю
|
81,45%
|
84,43%
|
86,35%
|
88,49%
|
81,69%
|
81,52%
|
82,83%
|
Из таблицы 5
видно, что большинство школьников различают однородные величины, знают единицы
измерения этих величин, применяют соотношение между единицами измерения,
правильно записывают сокращенный вариант обозначения единиц измерения величин. Вместе
с тем не реализованы возможности овладения подобными умениями у 27,99%
выпускников сельских школ, обучавшихся по программе «Школа 21 века», и у 22,62%
выпускников, обучавшихся по программе «Гармония». В среднем по краю около 17%
учащихся не овладели названными умениями, что вызовет у них определенные
затруднения при решении текстовых и геометрических задач в дальнейшем.
Учащиеся
затруднялись выполнять задания на определение времени по часам (27%), на
соотношение единиц длины (18%), на соотношение единиц времени (19%).
Текстовые задачи
Число выпускников, владеющих умением решать
текстовые задачи, представлено в таблице 6.
Таблица
6
Результаты
выполнения контрольной работы по математике.
Содержательный
блок «Текстовые задачи»
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
57,43%
|
62,05%
|
62,48%
|
65,69%
|
59,33%
|
58,69%
|
60,22%
|
Города края
|
56,36%
|
60,12%
|
61,79%
|
55,88%
|
55,10%
|
71,87%
|
57,91%
|
Районы края
|
49,33%
|
50,38%
|
50,56%
|
59,44%
|
39,93%
|
44,66%
|
48,55%
|
В целом по краю
|
52,97%
|
58,63%
|
59,91%
|
62,39%
|
51,69%
|
60,21%
|
55,04%
|
Анализ данных
таблицы 6 позволяет заключить, что низкий уровень решения текстовых задач
проявили выпускники начальной школы, обучавшиеся по программам «Начальная школа
XXI века» и «Школа России». Каждый второй ученик данных программ не умеет анализировать
условие задачи, простраивать внутренний план действий с величинами. Например,
около 40% выпускников начальной школы, принявших участие в работе, не устанавливают
взаимосвязи между ценой, количеством и стоимостью товара. Школьники затрудняются
решать задачи, условие которых представлено в табличном виде. Не выделяют
структурно первое и последующие действия, не выстраивают внутренний план
действий, не понимают смысловые связи между предложенными величинами в таблице.
В среднем около 20% выпускников, выполнявших данное задание, не смогли довести
его до конца. 38 % выпускников не справились с задачей, представленной в виде
текста с привычным жизненным сюжетом. Это сигнализирует о том, что учащиеся не
обучены осуществлять анализ ситуации, не умеют выразить текстовый сюжет другой
математической моделью, а, следовательно, затрудняются в получении ответов на
поставленные вопросы. У 34% выпускников вызвало затруднение задание на
формулирование задачи по данному числовому выражению.
Одной из
возможных причин данной ситуации является то, что методические системы школ не
обеспечивают необходимого уровня условий для развития у младших школьников
умений решать текстовые задачи и осуществлять действия, связанные с
математическим моделированием описанных ситуаций.
Геометрические фигуры
Число
выпускников, владеющих умением вычислять площадь, периметр, длину геометрических
фигур, представлено в таблице 7.
Анализ
результатов таблицы 7 позволяет заключить, что большинство школьников осваивают
пропедевтический курс геометрии. Вместе с тем, в среднем около 23% выпускников
по краю не продемонстрировали эти умения в действиях. Например, 28% выпускников
не смогли определить длину отрезка, 29% не вычислили площадь и периметр
прямоугольника и квадрата.
Таблица 7
Результаты
выполнения контрольной работы по математике.
Содержательный
блок «Геометрические фигуры»
Образовательные
программы
Территории
|
Школа России
|
Школа 2100
|
Система РО
Л.В.
Занкова
|
Система РО
Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
|
Начальная школа XXI века
|
Гармония
|
Среднее значение по
выборке
|
г. Красноярск
|
79,53%
|
82,86%
|
84,83%
|
87,79%
|
81,27%
|
77,48%
|
81,94%
|
Города края
|
77,39%
|
79,36%
|
83,65%
|
81,98%
|
80,11%
|
75,15%
|
78,84%
|
Районы края
|
73,82%
|
73,84%
|
75,69%
|
87,50%
|
66,63%
|
67,42%
|
72,85%
|
В целом по краю
|
75,88%
|
79,33%
|
82,57%
|
85,90%
|
76,05%
|
73,44%
|
77,41%
|
Таким образом, по совокупности проявленных школьниками
предметных умений и навыков на содержании математики, можно заключить, что около
80% выпускников начальной школы готовы к дальнейшему обучению в основной школе,
так как подтвердили сформированность предметных учебных умений и способов деятельности.
Вместе с тем, каждый пятый выпускник затрудняется выполнить учебные
действия в процессе выполнения заданий, не владеет изученными приемами на
сознательном уровне, не выработал способы проявления опыта познания. Значит,
для этих учащихся не было создано достаточных условий для усвоения знаний на
уровне стандартных требований, не произошло в достаточной степени обогащения
личного опыта, и это будет явным препятствием для их адаптации в основной
школе, и ситуация потребует использования дополнительного ресурса от всех субъектов
процесса обучения.
страница1
страница2
страница3
страница4
страница5
| |