Итоги мониторинга качества знаний школьников в 2002/2003 учебном году (сборник статистических данных). Математика, русский язык, химия.

Под редакцией: Голубевой Л.М., Аверина С.П. – Красноярск, ИПК РО, 2003. Выпуск  4.

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

 

 

 

Принимая во внимание, что целью образовательного процесса  является, прежде всего, личностное развитие ребенка, под содержанием необходимо понимать не то, что подлежит усвоению, а ту «субстанцию», которая «питает» развитие ребенка. В связи с этим возникает вопрос, что и каким образом отследить, чтобы понять, что происходит развитие обучаемых?

Убедительно обоснована в дидактике необходимость включения в содержание образования методологических знаний как условий реализации принципа сознательности обучения, как средства системного усвоения знаний по предмету, как необходимого условия для дальнейшего самообразования школьника.

«Знания о знаниях»,  приемах и средствах нового знания, переработка информации, данной в разной знаковой форме – те метазнания, которые способствуют не только усвоению материала, но и овладению приемами самоконтроля и самокоррекции.

Одним из психологических критериев качества знаний школьников является успешное овладение приемами умственной деятельности. При этом под приемом будем понимать систему умственных операций, которые ученик должен выполнить при работе над заданием определенного типа.

Таким образом, выполнение заданий, несущих педагогическую и психологическую нагрузку, сигнализирует о качестве обучения школьников, о качестве той «субстанции», которая развивает обучаемого.

            В течение трех лет Центр мониторинга качества образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования занимается исследованием качества обучения школьников на предметном содержании математики, русского языка, химии.

            Организаторами исследований на местах являлись координаторы, прошедшие курсовую подготовку в ИПК РО.

В исследовании участвовало  10 территорий края.

В данном сборнике представлены статистические данные (в виде диаграмм) по результатам мониторинговых исследований качества знаний школьников в 2002/2003 учебном году.

Данный материал может служить предметом обсуждения на семинарах всех уровней управления, на курсах повышения квалификации. Он может быть интересен учителю-предметнику как источник для размышления и коррекции своей деятельности.

 

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

МАТЕМАТИКА - 5

 

Цель: исследовать сформированность умений:

            - понимать и применять математический язык;

            - представлять информацию в виде математической модели и

           преобразовывать эту модель.       

 

В исследовании приняли участие 764 учащихся пятых классов из 26 школ, расположенных в 12 территориях Красноярского края (9 районов, 3 города).

 

В большинстве классов основным является учебник «Математика 6» Н.Я. Виленкина, А.С. Чеснокова, С.И. Шварбурда, В.И. Жохова (84%), в остальных случаях используется учебник Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа (12%) и учебник под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (4%).

Диаграмма 1

 

Результаты сформированности универсальных умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 2

 

Результаты сформированности предметных  умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

 

Результаты  использования различных приемов анализа условия текстовой задачи

 

 

 

 

Диаграмма 4

 

Результаты самооценки учебных достижений школьников по математике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИКА - 6

 

Цель: выявить сформированность у шестиклассников универсальных умений: представлять информацию в виде математической модели, преобразовывать эту модель, понимать и применять математический язык, переводить на него информацию, пользоваться информацией, представленной различными способами (диаграмма, таблица и др.) 

 

В исследовании приняли участие 784 школьника из 26 средних школ, расположенных в 12 территориях Красноярского края (9 районов, 3 города).

 

В большинстве классов основным является учебник «Математика 6» Н.Я. Виленкина, А.С. Чеснокова, С.И. Шварбурда, В.И. Жохова (88,5%), в остальных случаях используется учебник Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа (11,5%).

Диаграмма 5

 

Результаты сформированности универсальных умений

 

 

 

 

                                                                                                                                

 

 

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

 

Результаты сформированности предметных  умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АЛГЕБРА – 7

 

Диаграмма 7

 

Результаты овладения школьниками предметными умениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 8

 

Результаты овладения школьниками универсальными умениями

 

 


 


АЛГЕБРА – 8

 

Диаграмма 9

 

Результаты овладения школьниками предметными умениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЕОМЕТРИЯ - 8

 

Диаграмма 10

 

Результаты овладения школьниками предметными умениями


 

 


АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА - 10

 

Диаграмма 11

 

Результаты овладения школьниками предметными умениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 12

 

Результаты овладения школьниками универсальными умениями

 



СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

РУССКИЙ ЯЗЫК – 5

 

Цель исследования: Выявить уровень усвоения темы «Синтаксис и пунктуация»

 

Учебники, по которым занимаются учащиеся:

            - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. «Русский язык 5 класс»

            - Бабайцева В.В. и др. Учебный комплекс

            - Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык 5 класс»

 

Количество исследуемых: 772 человека

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

 

Диаграмма 1

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РУССКИЙ ЯЗЫК – 6

 

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. «Русский язык 6 класс».

 

Цель исследования: Определить уровень усвоения темы «Имя существительное»

 

Количество исследуемых: 377 человек

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

Диаграмма 2

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник: учебный комплекс под ред.В.В. Бабайцевой. 6 класс.

 

Цель исследования: проверить знания, умения и навыки, полученные в I полугодии при изучении темы «Глагол» (по орфографии, словообразованию, морфемике, морфологии, синтаксису, культуре речи, анализу текста).

 

Количество исследуемых: 150 человек

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

Диаграмма 3

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями


 

 


РУССКИЙ ЯЗЫК – 7

 

Цель исследования: выявить уровень сформированности предметных умений, полученных при изучении темы «Причастие», умение определять стиль текста с обоснованием своей точки зрения

 

Учебники, по которым занимаются школьники:

            - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. «Русский язык 7 класс»

            - Бабайцева В.В. Учебный комплекс. 7 класс

            - Разумовская М.М. «Русский язык 7 класс»

 

Количество исследуемых: 732 человека

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

 

Диаграмма 4

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК – 8

 

Цель исследования:  выявить сформированность знаний, умений и навыков по:

            - синтаксису («Словосочетание», «Простое двусоставное предложение», «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Группы односоставных предложений»);

            - орфографии и пунктуации (обязательный минимум);

             - речи (стиль текста, тип речи, тема, основная мысль).

 

Учебники:

            - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. «Русский язык 8 класс»

            - Бабайцева В.В. Учебный комплекс. 8 класс.

 

Количество исследуемых: 850 человек

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

Диаграмма 5

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК – 9

 

Цель исследования: проверить  знания, умения и навыки, полученные по теме: «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

 

Учебники:

            - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык 9 класс.

            - Бабайцева В.В. Учебный комплекс. 9 класс.

            - Разумовская М.М. Русский язык 9 класс.

 

Количество исследуемых: 783 человека

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

 

Диаграмма 6

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК – 10

 

Цель исследования: Проверить следующие знания, умения и навыки:

-          построение собственного речевого высказывания (сочинение - рассуждение)     

 на основе данного текста;

-          определение темы и основной мысли текста, сопоставление своей позиции с   позицией автора;

-          орфографические умения (обязательный минимум);

-          пунктуационные навыки  (синтаксис простого и сложного предложения).

 

Учебники:     

   - Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили  

     речи. 10-11 класс»

   - Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому 

     языку в старших классах  средней школы»

   - Розенталь Д.Э. «Практическое пособие по русскому языку».

 

Количество исследуемых: 568 человек

 

Наивысший уровень овладения учащимися  нижеперечисленными умениями принимается за 100%.

Диаграмма 7

 

Результаты исследования овладения учащимися языковыми нормами

и основными лингвистическими понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ

 

ХИМИЯ – 8

 

Цель исследования – выявление соответствия знаний,  умений и способов деятельности уровню базовой химической подготовки  учащихся 8 класса. 

 

В мониторинговом исследовании приняли участие 351 школьник 8-х классов из 10-и территорий Красноярского края (3 города, 7 районов).

 

 

Диаграмма 1

 


Уровни владения учащимися химическим содержанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

 

Состояние сформированности химических умений школьников на базовом уровне


 

 


Диаграмма 3

 

Состояние развития у школьников мыслительных операций средствами химического содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4

 

Состояние сформированности универсальных способов деятельности учащихся средствами химического содержания


 

 


ХИМИЯ – 9

 

Мониторинговые  исследования проводились с целью выявления соответствия знаний, универсальных умений и способов деятельности уровню обязательной подготовки по химии выпускников основной школы. 

 

В мониторинговом исследовании приняли участие 508 учащихся  9-х классов из 10-и территорий Красноярского края (3 города, 7 районов).

 

Диаграмма 5

 

Уровни владения учащимися химическим содержанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

 

Состояние сформированности химических умений школьников 

на базовом уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 7

 

Состояние развития у школьников мыслительных операций

средствами химического содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 8

 

Состояние сформированности универсальных способов деятельности учащихся средствами химического содержания


 

 


ХИМИЯ – 10

 

Мониторинговые  исследования проводились с целью выявления соответствия знаний, универсальных умений и способов деятельности уровню обязательной подготовки по химии выпускников основной школы. 

 

В мониторинговом исследовании приняли участие 508 учащихся  10-х классов из 10-и территорий Красноярского края (3 города, 7 районов).

 

 

Диаграмма 9

 

Уровни владения учащимися химическим содержанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 10

 

Состояние сформированности химических умений школьников на базовом уровне


 

 


Диаграмма 11

 

Состояние развития у школьников мыслительных операций

средствами химического содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 12

 

Состояние сформированности универсальных способов деятельности учащихся средствами химического содержания

 

Hosted by uCoz