Потенциал
педагогических кадров и его роль в становлении нового качества образования:
Сборник статистических данных
Составитель:
Н.Л.Солянкина, методист Центра мониторинга качества образования. – Красноярск, ИПК РО, 2003
ПОТ
ВНУТРЕННЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективы развития любой образовательной
системы определяются ее потенциалом, уже имеющимися возможностями для
достижения новых социальных и
педагогических результатов. Эти возможности могут заключаться в распространении
новых педагогических идей, опыте решения образовательных и других
педагогических проблем, развитии взаимосвязей между различными видами
образовательных учреждений, уровне квалификации педагогических кадров, обеспеченности системы образования интеллектуальными,
материальными и финансовыми ресурсами, уровне развития связей системы
образования с другими социальными системами, опыте решения управленческих
проблем.
Для оценки потенциала
образовательной системы необходимо
анализировать тенденции ее развития, попытаться ответить на вопрос, какие
изменения происходят в этой системе, «от чего» и «к чему» происходит переход
отдельных звеньев образовательной системы, внутрисистемных и межсистемных связей.
О тенденциях развития можно судить
по изменениям в массовой практике, содержанию инновационных проектов и
экспериментальных программ. Анализ тенденций развития может дать представление
о возникающих противоречиях внутри системы образования и возможных вариантах
преодоления этих противоречий.
Тенденции развития красноярской
школы отражают те изменения, которые происходят в российской школе в целом,
хотя, конечно, каждая региональная образовательная система имеет определенные
особенности развития. Однако, эти особенности проявляются в «конкретизации»
общих тенденций развития федеральной системы образования.
Анализ потенциала образовательной
системы имеет существенное значение для разработки программы ее развития. Смысл
разработки программы в том и состоит, чтобы выявить существующие противоречия в
развитии системы и определить возможные способы их преодоления. Для этого надо
ответить на вопросы, что препятствует развитию позитивных тенденций в системе
образования и что способствует развитию негативных тенденций в этой системе,
что возможно сделать для того, чтобы в одном случае снять существующие
препятствия, а в другом - создать препятствия для развития негативных
тенденций.
Одной из тенденций развития системы образования на
современном этапе является поиск путей перехода от технократического к
личностно ориентированному образованию. Основной фактор, препятствующий
переходу к личностно ориентированному образованию - социально-психологические
стереотипы значительной части школьных учителей, которые привычно смотрят на
ученика как на исполнителя педагогической воли, обязанного освоить заданную ему
учебную программу.
Не вызывает сомнения тот факт, что
профессиональный уровень педагога определяет результат многого из того, что в
современных условиях в области образования является актуальным и, вместе с тем,
проблемным. Как учитель соотносит в содержании образования общегосударственную
и региональную составляющую? Насколько учитель умеет в практике обучения
реализовать творческое начало учащихся, сообразуясь с личностными особенностями
каждого из них? Как учитель понимает и реализует на практике современные
аспекты воспитания подрастающего поколения? Как в своей деятельности он
интегрирует процессы воспитания- обучения? Способен ли он осуществлять это в
принципе? Каков культурно-нравственный уровень учителя? Имеет ли он моральное
право общаться с детьми? Как учитель умеет осуществлять самообразование? Каково
соотношение в его деятельности репродуктивной и продуктивной составляющих?
Насколько он самодостаточен?.. Можно было бы еще много ставить вопросов о тех
или иных возможностях педагога в решении актуальных задач современного
образования, но и из приведенного выше перечня ясно, что профессиональная
составляющая учителя многоаспектна и многогранна. Учитель – это тончайший
инструмент, вмещающий в себя всю палитру человеческой деятельности, он и
философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист.
Сегодня система образования нуждается в педагогах,
которые являлись бы не только специалистами по преподаванию отдельного учебного
предмета, но, прежде всего,
специалистами по развитию ребенка. Академик В.А. Сластенин в своих
исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед
необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных
психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных,
конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных,
оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих. Главная суть их - в анализе
и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений
и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений,
коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых
коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных
педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к
креативным, творческим, личностно-ориентированным, преобразующим суперпозицию
учителя и субординационную позицию ученика в личностно-равноправные позиции.
Поэтому, перед системой повышения квалификации
Красноярского края стоит проблема, как
помочь учителю стать центральной фигурой модернизации школы. Главный путь –
внутренняя психологическая перестройка самого педагога Одним из основных
условий для внутренней перестройки учителя сотрудники Центра мониторинга
качества образования Красноярского краевого института повышения квалификации
считают его потенциал.
Под потенциалом, в данном
случае, понимается способность, возможность и готовность педагога к качественному
выполнению профессиональной деятельности.
Рассматривая педагога как субъекта профессиональной деятельности, были
выделены следующие критерии его потенциала:
· мотивационная и практическая
готовность к различным педагогическим функциям;
· профессиональная самооценка;
· препятствующие и стимулирующие
факторы педагогической деятельности;
· ориентация в сфере образовательных
потребностей.
Проводимые Центром мониторинга
качества образования КК ИПК РО исследования педагогических кадров края
осуществлялись в соответствии с указанными показателями. За период с октября
2000г по апрель 2003г в анкетировании приняли участие 1893 педагога Красноярского
края.
Каков же он – педагог Красноярского края?
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТЕНЦИАЛА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Диаграмма
1
Результаты измерения мотивации достижений педагога
Таблица
1
Результаты диагностики целей карьерного роста
педагогов
Диаграмма
2
Результаты изучения самооценки личности педагога
Диаграмма
3
Результаты диагностики факторов,
стимулирующих профессиональную деятельность педагогов
Диаграмма
4
Результаты
диагностики факторов,
препятствующих профессиональной деятельности педагогов
Диаграмма
5
Результаты диагностики готовности
педагогов к саморазвитию
Диаграмма
6
Результаты выбора учителями Красноярского края
направлений
собственной педагогической концепции
Диаграмма
7
Результаты самодиагностики уровня компетентности
с точки зрения
учителя
Диаграмма
8
Результаты самодиагностики уровня компетентности
с точки зрения заместителя директора
Диаграмма
9
Результаты самодиагностики уровня компетентности
с точки зрения директора
Диаграмма
10
Результаты самодиагностики уровня компетентности
с
точки зрения руководителя методической службы
Диаграмма
11
Актуальность развития отдельных
ключевых компетенций для педагогов
Диаграмма
12
Результаты диагностики потребностей педагогов в
повышении уровня коммуникативной компетенции
Диаграмма 13
Результаты диагностики потребностей педагогов в
отдельных областях знаний
Диаграмма
14
Результаты диагностики потребностей педагогов
в отдельных
технологиях обучения
Таблица
2
Результаты диагностики отдельных потребностей
педагогов в предметной области
Диаграмма 15
Результаты диагностики готовности педагога к инновационной деятельности
Центр мониторинга качества
образования КК ИПК РО считает, что данные материалы могут являться источником
для размышления и основанием для проведения рефлексивно-аналитических семинаров
на разных уровнях управления.