Агентство образования администрации Красноярского края
Институт повышения квалификации работников образования

Центр мониторинга качества образования
Основные разделы
Информация о ЦМКО
Новости
Планируемая деятельность в 2006-2007 уч.г.
Направления деятельности в 2005-2006 уч.г.
Направления деятельности в 2003-2004 уч.г.
Направления деятельности в 2002-2003 уч.г.
Наши публикации
Диагностические материалы
Отзывы наших слушателей
Словарик
Так говорят дети
Гостевая книга
Полезная информация и ссылки

















Наш адрес
660005, г.Красноярск, пр.Мира,76, каб. 1-04, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, Центр мониторинга качества образования

Тел.: (3912) 27-76-79

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ->>

E-mail: krasmonitor@yandex.ru;
Коллективные учебные занятия: достижения, проблемы, перспективы: Сборник статистических данных

Составитель: Н.Л.Солянкина методист Центра мониторинга качества образования. – Красноярск, ИПК РО, 2003


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –
ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, привели к необходимости модернизации системы образования, которая определяет интеллектуальный потенциал страны в будущем и является условием ее процветания и развития. Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.
 Однако основная масса педагогов настороженно и недоверчиво относится ко всему новому. В то же время, хотим мы того или нет, но за стенами наших образовательных учреждений идет процесс становления рынка и рыночных отношений, вместе с которым постепенно входят в нашу жизнь такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ. Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
 Таким образом, образование оказалось сегодня в двусмысленном положении: с одной стороны, оно обусловливает научно-технический прогресс, а с другой - в недрах самого образовательного процесса отчетливо проявляются тенденции стабильности, неизменности существующего "status quo", внутреннее сопротивление инновационным явлениям в собственной области.
 В этих условиях возрастает необходимость применения таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации структуры и содержания образования. Назначение педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Причем способ постановки целей состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать. Возникает проблема: как максимально объективно оценить результаты деятельности педагога.
 В современной отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к разработке критериев оценки деятельности педагога в условиях инноватики. Система отслеживания результатов инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в Красноярском крае рассматривается как важнейший этап становления новой образовательной практики. Этой проблемой занимается Центр мониторинга качества образования при Красноярском краевом институте повышения квалификации.
 По данным исследований Центра мониторинга качества образования КК ИПК РО, более 90% школ Красноярского края охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. Наибольший интерес у педагогов учреждений образования Красноярского края проявился к технологии коллективных учебных занятий: из 322 опрошенных респондентов испытывают необходимость в овладении данной технологии 67,1%. Потребность педагогов края в этой технологии – не случайна. Данная педагогическая технология направлена на развитие у учащихся ключевых компетенций (таких как коммуникативной, организаторской и личностно-адаптивной и др.), являющихся современным содержанием качества образования.
 Сущностной характеристикой такой технологии является усвоение учащимися предметного и социального содержания школьного образования с помощью различных типов взаимодействий между субъектами образовательного процесса. Активизации учебного процесса способствуют различного вида коммуникативные ситуации.
 Коммуникативные ситуации в учебном процессе предполагают вступление учащихся в общение между собой и с педагогами в рамках академической группы. В процессе реализации познавательной деятельности цель занятия может быть достигнута лишь при условии: объединения усилий (целеположность) членов группы; овладения ими определенными знаниями и умениями для создания субъективно новых знаний (предметность); вступления в вербальное взаимодействие на этапах познавательной деятельности; целеполагания, планирования, распределении функций, осуществления выработанных планов, подведении итогов, анализа в процессе познавательной деятельности (процессуальность); выработки и усвоения определенных норм коллективной познавательной деятельности (продуктивность), коммуникативных ситуации. Групповые коммуникативные ситуации в учебном процессе предполагают также решение познавательных задач микрообщностями школьников (оптимум пять человек) преимущественно на практических занятиях. В связи с усилением внимания к самостоятельной работе учащихся и проблеме руководства ею со стороны педагогов особую актуальность приобретают дидактические коммуникативные ситуации. Во время индивидуальных консультаций, связанных с организацией самостоятельной работы учащихся и руководством ею, дидактическая коммуникативная ситуация возникает в связи с необходимостью получения информации, советом, помощи и понимания со стороны преподавателя.
 Мера эффективности технологии коллективных учебных занятий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъективности и субъектности, как учтены его профессионально-психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания. Отсюда - приоритет деятельностного обучения по сравнению с информационным, направленность на формирование у школьников разнообразие знаний о знаниях в отличие от однозначных "программных" представлений, ситуационное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.
 Центр мониторинга качества образования КК ИПК РО, учитывая особенности организации коллективных учебных занятий и соотнося их с целями школьного образования на современном этапе, выделил следующие критерии продуктивности коллективных учебных занятий:
 - уровень коммуникативной компетентности учащихся;
 - мотивы учебной деятельности;
 - оценка собственной деятельности и межличностного поведения;
 - психологическая атмосфера в классе и школе;
 В течение 2002-2003 учебного года Центром мониторинга качества образования были проведены первичные исследования продуктивности данной технологии на инновационных площадках образовательных школ Красноярского края. В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса (27 респондента), 10 класса (25 школьников) и 11 класса (17 выпускников).



 Центр мониторинга качества образования КК ИПК РО считает, что данные материалы могут являться источником для размышления и основанием для проведения рефлексивно-аналитических семинаров на разных уровнях управления.
КСО
Hosted by uCoz