Статистические результаты IV этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования: Сборник статистических данных

Составитель: Р.С. Кандаурова, методист Центра мониторинга качества образования – Красноярск, ИПК РО, 2003. Выпуск 2.

 

ВВЕДЕНИЕ

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В то же время, устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы важнейших составляющих стандарта образования наступившего века. Развивающемуся обществу нужны  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с этим, главная задача российской образовательной политики сегодня – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного образования, Министерством образования РФ развернут широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Гипотеза эксперимента состоит в том, что новое качество образования может быть достигнуто при модернизации содержания образования и его структуры. Модернизация содержания должна выражаться через включение в содержание образования таких компонентов, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе. Кроме того, необходимо исключение из содержания таких компонентов, которые оказываются невостребованными в жизни учащимися после окончания школы. Модернизация структуры образования выражается в переходе к 4-х-летнему обучению в начальной школе, в увеличении продолжительности обучения в основной школе до 6 лет, в профильном обучении в старших классах в течение 2-х лет.

С целью выявления педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента на этапе его реализации организовано мониторинговое сопровождение хода и результатов эксперимента. Мониторинг проводится с использованием диагностических материалов, разработанных Центром оценки качества  образования ИОСО РАО, Институтом возрастной физиологии РАО, Институтом национальных проблем образования Министерства образования России.

 

Среди основных направлений мониторинга эксперимента можно выделить следующие:

-       оценка учебных достижений школьников, участвующих в эксперименте;

-       выявление факторов, характеризующих особенности участвующих в эксперименте школ, классов, учителей, учащихся;

-       оценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки школьников;

-       оценка социальных последствий эксперимента для участвующих в нем учащихся, учителей и школ.

Центр мониторинга качества образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования осуществляет обработку результатов мониторинга эксперимента, проходящего в 8 общеобразовательных учреждениях Красноярского края. В апреле 2003 года был проведен IV этап мониторинга эксперимента, направленный на определение уровня учебных достижений школьников и оценку социальных последствий эксперимента для учащихся 11-х классов и педагогов экспериментальных школ. В исследовании приняли участие 287 выпускников и 93 педагога.

В данном издании Центр мониторинга качества образования приводит статистические данные по результатам IV этапа мониторинга эксперимента в соответствии со следующими направлениями:

-          общие сведения о педагогах экспериментальных школ;

-          сведения об особенностях работы в экспериментальных классах;

-          сведения об учебниках, используемых в экспериментальных школах;

-          оценка эффективности эксперимента с точки зрения педагогов;

-          сведения об особенностях хода эксперимента с точки зрения учителей начальных классов, обществознания, информатики;

-          сведения об отношении выпускников к обучению в школе;

-          сведения об условиях для самообразования и проведения свободного времени выпускниками;

-          сведения о выборе выпускниками будущей профессии;

-          мнения выпускников об обществе, гражданине и личном участии в жизни общества.

 

статистические результаты IV этапа мониторинга

эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

 

 

1. Общие сведения о педагогических кадрах экспериментальных школ

 

Диаграмма 1

Образование  педагогов

Диаграмма 2

 

Соотношение между педагогами-мужчинами и педагогами- женщинами

 

 

 

Диаграмма 3

Педагогический стаж к концу 2002/2003 уч. года

 

2. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ

 

 

Диаграмма 4

Профили классов


Диаграмма 5

 

Программа, по которой работает класс 

 

Диаграмма 6

 

Продолжительность урока в экспериментальном классе

Диаграмма 7

 

При осуществлении контроля знаний учащихся

педагоги экспериментальных классов ориентируются…

 

3. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНИКАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Диаграмма 8

 

Решение о выборе учебника для класса принимали

Диаграмма 9

 

Соответствие учебника профилю класса с точки зрения содержания


Диаграмма 10

 

Соответствие учебника профилю класса с точки зрения стиля изложения


Диаграмма 11

 

Соответствие учебника профилю класса с точки зрения доступности

 

Диаграмма 12

 

Соответствие учебника профилю класса с точки зрения количества заданий

Диаграмма 13

 

Соответствие учебника профилю класса  с точки зрения характера задач и упражнений

 

4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГОВ 

Диаграмма 14

 

Удовлетворенность педагогов итогами первых двух лет эксперимента

 

 

 

 

Диаграмма 15

 

Изменения в экспериментальных школах, обусловленные проведением эксперимента

 

Диаграмма 16

 

Необходимые коррективы программ профильных курсов

.

 

5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТА  с точки зрения учителей начальных классов

 

Диаграмма 17

 

Кто принимал решение о выборе учебно-методического комплекса?

Диаграмма 18

 

Удовлетворены ли Вы выбранным учебно-методическим комплексом?

Диаграмма 19

 

Совпали ли ожидания о возможных результатах с полученными  результатами по используемому учебно-методическому комплексу?

Диаграмма 20

 

 Удалось ли сформировать у учащихся знания, умения и навыки,  требуемые программой?

Диаграмма 21

 

Какова Ваша оценка содержания предметных курсов, по которым занимался класс?

 

5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТА с точки зрения учителей обществознания

 

Диаграмма 22

 

Что мешает повысить качество обществоведческого образования?

 Диаграмма 23

 

Что нужно сделать для повышения качества обществоведческого образования?

5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТА с точки зрения учителей информатики

Диаграмма 24

 

Чем обеспечена школа для уроков информатики?

 

Диаграмма 25

 

Удовлетворены ли Вы учебно-методическими материалами по информатике, используемыми в эксперименте?

 

6. СВЕДЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Диаграмма 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СТАРШЕНКЛАССНИКАМИ

 

Диаграмма 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Диаграмма 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. СВЕДЕНИЯ О ВЫБОРЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ШКОЛ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

 

Диаграмма 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Диаграмма 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Какие факторы повлияли или влияют в настоящее время на выбор вами места продолжения образования и области будущей профессиональной деятельности?

 

 

1.           

Интуиция, предчувствие профессиональной успешности именно в той или иной сфере образовательной и трудовой деятельности

26,13 %

2.           

Ориентация на конкретный вуз (или его факультет), техникум, колледж, осознанное желание продолжить обучение исключительно в данном учебном заведении

32,40 %

3.           

Профессии родителей, их личный пример, семейные традиции

6,62 %

4.           

Школьные предметы, которыми вы бы хотели углубленно заниматься в процессе продолжения образования

20,21 %

5.           

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

8,01 %

6.           

Ужи имеющийся собственный практический опыт профессиональной работы, трудовых действий или учебной деятельности в данной или родственной области

14,29 %

7.           

Примеры и опыт друзей, знакомых

14,29 %

8.           

Советы родителей или других родственников

34,84 %

9.           

Рекомендации учителей

4,88 %

10.      

Профильное образование в 10-11 классах

20,56 %

11.      

Желание проявить какие-либо собственные качества и способности

31,71 %

12.      

Территориальная близость места будущей работы или учебы

15,68 %

13.      

Очевидная перспективность или престижность данного варианта выбора

36,24 %

14.      

Мой профессиональный выбор уже был сделан задолго до окончания школы, и сейчас вышеперечисленные факторы на него уже не влияют

7,32 %

15.      

Пока ничего не повлияло на мой выбор, так как я о нем еще не задумывался

2,79 %

 

 Диаграмма 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Диаграмма 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. МНЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ШКОЛ ОБ ОБЩЕСТВЕ, ГРАЖДАНИНЕ И УЧАСТИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Диаграмма 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Насколько важно, по Вашему мнению, обладать перечисленными ниже качествами, чтобы быть хорошим гражданином?

 

 

 

Взрослый, который является хорошим гражданином…

Очень важно

Важно

Неважно

Совершенно неважно

Не знаю

1.     

подчиняется законам

37,01 %

60,14 %

2,14 %

0,36 %

0,36 %

2.     

голосует на каждых выборах

14,95 %

55,52 %

23,84 %

3,91 %

1,78 %

3.     

член политической партии

0,73 %

6,23 %

57,51 %

31,50 %

4,03 %

4.     

усердно трудится

22,34 %

63,83 %

10,64 %

2,48 %

0,71 %

5.     

протестует против несправедливых законов мирными средствами

23,67 %

45,94 %

19,43 %

4,95 %

6,01 %

6.     

знает историю страны

22,42 %

53,38 %

21,35 %

1,42 %

1,42 %

7.     

готов служить в армии, защищая свою страну

31,64 %

44,00 %

19,64 %

3,27 %

1,45 %

8.     

следит за событиями, происходящими в стране, по газетам, радио и телевидению

21,15 %

55,56 %

17,92 %

2,87 %

2,51 %

9.     

участвует в мероприятиях по оказанию помощи людям, живущим поблизости

9,56 %

54,41 %

29,04 %

1,10 %

5,88 %

10.              

уважает представителей государства (лидеров, официальных лиц)

5,34 %

37,72 %

45,20 %

7,83 %

3,91 %

11.              

принимает участие в мероприятиях по обеспечению прав человека

10,64 %

54,26 %

29,08 %

1,42 %

4,61 %

12.              

участвует в политических дискуссиях

4,40 %

20,88 %

57,88 %

10,62 %

6,23 %

13.              

принимает участие в мероприятиях по защите окружающей среды

24,91 %

50,90 %

20,58 %

1,44 %

2,17 %

14.              

патриот своей страны

40,51 %

38,69 %

13,87 %

2,92 %

4,01 %

15.              

не будет следовать закону, который нарушает права человека

28,47 %

44,16 %

10,95 %

2,19 %

14,23 %

 

 

 

 

 

Диаграмма 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ К СТАТИСТИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ IV ЭТАПА МОНИТОРИНГА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Исследование показывает, что среди педагогов экспериментальных школ большинство имеет высшее образования (см. Диаграмма 1) и в соотношении между педагогами-женщинами и педагогами-мужчинами преобладают женщины (см. Диаграмма 2). Следует заметить, что в эксперименте участвуют педагоги, средний возраст которых едва превышает 40 лет, большинство педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет (см. Диаграмма 3).

Анализ профилей классов, участвовавших в мониторинге эксперимента, выявил разные профили с преобладанием физико-математического и гуманитарного (см. Диаграмма 4). При этом, учебный процесс организован в равной степени как по программе базового курса, так и по профильной (см. Диаграмма 5).

Продолжительность урока в экспериментальном классе не превышает 45 минут.

При осуществлении контроля знаний учащихся педагоги экспериментальных классов ориентируются, в большей мере, на программные требования и требования проекта обязательного минимума содержания. Исследования сигнализируют о том, что педагоги экспериментальных классов ощущают недостаток методической помощи по осуществлению контроля над знаниями учащихся (см. Диаграмма 7).

Треть педагогов сами приняли решение о выборе учебника для класса. В большинстве своем (67%) педагоги прислушались к мнению органов управления образованием разного уровня компетенции (см. Диаграмма 8).

Анализ соответствия учебника профильного класса с точки зрения содержания, выявил полное соответствие учебников по биологии и географии. В основном педагоги одобрили учебник геометрии. До некоторой степени соответствует содержание учебником по химии, физике. В то же время пятая часть педагогов отмечает несоответствие содержания учебников профилю класса по алгебре, истории, литературе, русскому языку (см. Диаграмма 9).

Стиль изложения содержания в основном одобрен педагогами. Однако в учебниках по литературе и русскому языку стиль не соответствует профилю класса (см. Диаграмма 10). Доступность содержания, в основном, соответствует профилю класса, но отмечается несоответствие доступности содержания в учебниках по литературе, русскому языку и физике (см. Диаграмма 11).

На соответствие учебника профилю класса по количеству заданий в нем (их достаточность и необходимость) исследовали учебники по алгебре, геометрии, химии. Учителя математики отмечают достаточность заданий в учебнике по алгебре, в то время, как по геометрии мнения разделились поровну по всем показателям (см. Диаграмма 12). Отмечают соответствие количества заданий в учебнике профилю класса до некоторой степени учителя химии и таким же образом оценивают соответствие характера задач и упражнений профилю класса. Четвертая часть педагогов-химиков имеют серьезные претензии к содержанию учебников (см. Диаграмма 13).

Лишь треть от числа педагогов, участвующих в эксперименте, в основном удовлетворены его итогами за первые два года.  Четвертая часть – не удовлетворены полностью (см. Диаграмма 14).

Анализируя изменения в школах, обусловленные проведением эксперимента, педагоги отмечают следующее:

- не происходит улучшение здоровья детей, наоборот, отмечается его ухудшение;

- мотив обучения школьников изменился в сторону познавательной (содержательной) мотивации;

- качество подготовки учащихся по непрофильным предметам не изменилась,  улучшается крайне медленно, скорее ухудшается;

- улучшилось качество подготовки учащихся по профильным предметам;

- оснащение кабинетов, практически, осталось на прежнем уровне;

- улучшилось снабжение учебниками (см. Диаграмма 15).

Педагоги отмечают необходимость внесения корректив в программы профильных курсов (см. Диаграмма 16). При этом указывают на необходимость:

- усиления теоретической направленности по химии, географии, информатике;

- усиления практической направленности по алгебре, литературе, химии, информатике, русскому языку;

- исключения некоторого материала из учебников и программ по алгебре, геометрии, биологии, информатике, литературе, русскому языку, физике, химии;

- включения нового материала в учебники и программы по биологии, русскому языку.

Исследование показало, что практически все учителя начальных классов экспериментальных школ сами приняли решение о выборе учебно-методического комплекса (см. Диаграмма 17). Однако, удовлетворенными им остались лишь 76% (см. Диаграмма 18). Ожидания от применения комплекса совпали с планируемыми результатами у 76,5 % педагогов. Пятая часть педагогов начальных классов находится в затруднительном положении по использованию учебно-методического комплекса (см. Диаграмма 19). При этом практически у всех школьников удалось сформировать знания, умения и навыки, соответствующие программным требованиям (см. Диаграмма 20).

Оценивая содержание предметных курсов, по которым занимался экспериментальный 2 класс, большинство педагогов указывают на завышенную сложность некоторых тем по русскому языку (88 % педагогов), литературному чтению (76, 5 % педагогов), и математике (58, 8 % педагогов) (см. Диаграмма 21).

Рассуждая о причинах, препятствующих повышению качества обществоведческого образования абсолютно все педагоги указывают отсутствие в кабинете необходимой учебной литературы для учащихся, более половины педагогов отмечают недостаточное количество часов на изучение курса обществознания, отсутствие у школьников учебников последних изданий, отсутствие у учителя методической литературы. Кроме этого, 20 % учителей обществознания отмечают недостаточную методическую подготовку учителя по предмету (см. Диаграмма 22).

В связи с этим, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать для повышения качества обществоведческого образования?», педагоги соответственно отмечают необходимость усиления материальной базы кабинета, увеличение количества часов на изучение курса обществознания, совершенствования учебников, введения в педагогических вузах кафедры методики преподавания обществознания (см. Диаграмма 23).

Одним из направлений совершенствований образовательного процесса, указанных в концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования является достижение качественного уровня в овладении педагогами и учащимися информационными технологиями, позволяющими активно использовать их в процессе обучения, в повседневной и профессиональной деятельности. В то же время, достаточную оснащенность современными компьютерами отмечают 60 % учителей информатики экспериментальных школ, наличие локальной сети с выходом в Интернет – 40 %, 80 % педагогов – не имеют необходимого программного обеспечения. Удовлетворенность задачником (практикумом), учебником, программой курса высказывают 20 % учителей, ни один из педагогов не удовлетворен имеющейся компьютерной программной поддержкой курса, книгой для учителя, учебными материалами (см. Диаграмма 25).

При проведении IV этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отдельные диагностические методики были направлены на выявление социальных последствий эксперимента для выпускников экспериментальных школ. Ученикам предлагалось ответить на ряд вопросов, объединенных в следующие блоки: «Отношение к обучению в школе», «Условия для самообразования и проведения свободного времени», «Выбор будущей профессии», «Мнение об обществе, гражданине и участии в жизни общества».

Отвечая на вопросы первого блока «Отношение к обучению в школе»,  94% выпускников считают, что в школе они научились тому, что может пригодиться в будущей учебе или работе, в то же время, почти четверть учащихся отмечают, что школа мало сделала для их подготовки к взрослой жизни. Более 30% выпускников указывают на то, что школа не помогла определить им сферу интересов, не научила планировать свое время, самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Однако, более 80 % одиннадцатиклассников отмечают, что обучение в школе способствовало развитию личных способностей, развитию умения общаться с разными людьми (см. Диаграмма 26).

Известно, что одним из  организационно-методических условий проведения эксперимента является переход к профильному обучению в старших классах. В связи с этим, выпускникам предлагалось ответить на вопрос: «Соответствует ли образование, полученное Вами в 10-11 классах, Вашим ожиданиям от профильной школы?», при этом ответы распределились следующим образом (см. Диаграмма 27): да, по большинству предметов – 19,33%; да,   по нескольким предметам – 35,59%; да, по одному - двум предметам – 16,37%; нет, в целом не соответствует – 12,1%; затрудняюсь ответить – 16,01%.

Также выпускники экспериментальных школ предоставили информацию о своем отношении к школьным учебным дисциплинам. Из диаграммы 28 следует,  что наиболее предпочитаемыми предметами являются: информатика, физическая культура, математика, обществознание; наименее предпочитаемые предметы – физика, химия.

Ответы выпускников на вопросы второго блока «Условия для самообразования и проведения свободного времени» сигнализируют о том, что более 25% учащихся не уделяют времени на чтение книг, на занятия спортом. Еще около 40% школьников тратят на эти виды деятельности менее одного часа. На подготовку домашних заданий по всем предметам 42,91% выпускников тратят от 3 до 5 часов в день; 37,23% - от 1 до 2 часов; 10,64% - менее 1 часа; 6,74% - более 5 часов, а 2,48% - не тратят на это времени совсем. На просмотр телепередач и видеофильмов средний выпускник тратит 1-2 часа в день. Работа с компьютером и компьютерные игры не являются приоритетными занятиями в свободное время. Более 60% учащихся не тратят на это времени, вероятно, в силу отсутствия в семье компьютера, однако, существует процент и таких учащихся, которые уделяют этим занятиям от 3 до 5 и более пяти часов в день.  Наиболее предпочитаемым занятием на досуге у выпускников является общение с друзьями. 39,08% учащихся уделяют этому от 1 до 2 часов, 33,8% - от 3 до 5 часов в день (см. Диаграмма 29).

Среди условий для самообразования и проведения свободного времени можно отметить наличие в семьях у 88,85% выпускников словарей, у 60,98% - библиотеки классической литературы, у 47,74% различных произведений искусства, у 33,8% - музыкальных инструментов. В каждой третьей семье имеется компьютер, в 6,97% случаях есть выход в Интернет (см. Диаграмма 30).

Ответы выпускников на вопросы следующего блока «Выбор будущей профессии» показывают, что большинство учащихся выбрали свою будущую профессию и намерены продолжить обучение в вузе (см. Диаграмма 31, 32). Среди факторов, повлиявших на выбор профессии учащиеся отмечают интерес к данной работе,  а также престиж выбранной профессии и высокую зарплату (см. Диаграмма 33).

График, изображенный на диаграмме 34, ярко сигнализирует о наиболее предпочитаемых областях науки и сферах деятельности, с которыми выпускники намереваются связать свою будущую профессию: компьютеры и информационные технологии, бизнес, экономика, математика, юриспруденция.

Среди факторов, повлиявших на выбор продолжения образовательной или профессиональной деятельности около трети выпускников отмечают очевидную перспективность, престижность данного выбора, советы родителей или других родственников, ориентацию на конкретное учебное заведение, желание проявить какие-либо собственные качества и способности (см. Таблица 1).

На диаграмме 35 представлены результаты самооценки подготовленности выпускников к продолжению образования и освоению  профессии. Более половины учащихся считают, что умеют слушать и конспектировать лекции, способны самостоятельно организовать свою деятельность и готовы нести за нее ответственность. Каждый третий выпускник уверен в том, что умеет пользоваться обучающими компьютерными программами, средствами мультимедиа, ресурсами телекоммуникационных сетей, умеет самостоятельно работать с большими объемами учебной литературы, понимает схемы, чертежи, графики, диаграммы, умеет выполнять и защищать творческие работы и проекты. Наиболее низки показатель подготовленность (12,89%) – в овладении иностранным языком.

Анализируя причины, препятствующие осуществлению профессиональных планов, одиннадцатиклассники выделяют следующие, наиболее вероятные на их взгляд, факторы (см. Диаграмма 36): материальное положение семьи, возможная переоценка или недооценка своих способностей, жизненные обстоятельства, затруднения в поиске интересующей специальности. 13,59% выпускников уверены в том, что ничто не может помешать им в осуществлении собственных профессиональных планов.

 На диаграмме 37 отражено мнение учащихся 11 классов о необходимости изменений в обучении школьников среднего звена для их успешного профессионального самоопределения. Выпускники предлагают чаще проводить экскурсии на различные предприятия, знакомить с деятельностью различных фирм, учреждений, организаций (57,84%), в 8-9 классах готовить школьников к осознанному выбору профиля  обучения (48,78%), увеличить в школьных предметах объем информации о мире профессий и современном состоянии рынка труда (42,51%), чаще осуществлять психологическое консультирование школьников, затрагивающее проблемы профессионального выбора (35,54%).

Вопросы следующего блока были направлены на определения мнения выпускников экспериментальных школ об обществе, гражданине и своем участии в жизни общества.

Одиннадцатиклассники утверждают, что они хотели бы жить в обществе, при котором все граждане подчиняются законам, свобода человека неотделима от его личной ответственности, осуществляется государственное перераспределение доходов богатых в пользу малоимущих (см. Диаграмма 38).

В таблице 2 представлены результаты ответов выпускников на вопрос: «На сколько важно обладать перечисленными качествами, чтобы быть хорошим гражданином?». Наиболее важные качества, отмеченные школьниками, это: быть патриотом своей страны, подчиняться законам, усердно трудиться, знать историю своей страны, быть готовым служить в армии, защищая Отечество, следить за событиями, происходящими в стране, принимать участие в мероприятиях по защите окружающей среды. Более половины выпускников считают, что для того чтобы быть хорошим гражданином неважно, является ли человек членом какой-либо политической партии, участвует ли в политических дискуссиях, уважает ли официальных лиц, лидеров государства.

Диаграмма 29 отражает заявленную гражданскую позицию выпускников в отношении представленных видов деятельности. Из диаграммы видно, что более половины учащихся предполагают что будут помогать бедным или пожилым людям, около 40% школьников допускают свое участие в мирных демонстрациях протеста, в сборе подписей под документом или воззванием. Более 70% выпускников не планируют бойкотировать товары иностранного производства, блокировать транспорт в знак протеста, писать на стенах слова, выражающие протест или поддержку.  

 

 

Hosted by uCoz