Статистические результаты III этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования: Сборник статистических данных

Составитель: Р.С. Кандаурова, методист Центра мониторинга качества образования  – Красноярск, ИПК РО, 2003. Выпуск 1.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ О РезультатАХ третьего этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Красноярский край

октябрь – декабрь 2002

 

          Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловлен необходимостью сохранения здоровья детей, повышения качества общего образования, обеспечения конкурентноспособности отечественного образования, влиянием демографических и социально-экономических факторов, необходимостью обеспечения преемственности уровней образования, создания условий для индивидуализации и профилизации обучения. Эксперимент осуществляется в рамках реализации Федеральной программы развития образования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 г. № 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования", Планом действий Правительства Российской Федерации в области социально-экономической политики и Концепцией модернизации российского образования.

Основными целями мониторинга эксперимента является выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии модернизации системы общего образования.

Одной из основных задач мониторинга эксперимента является проведение систематических обследований одной и той же группы экспериментальных школ, учителей и учащихся с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий широкомасштабного эксперимента.

Для решения этой задачи Центром мониторинга качества образования КК ИПК РО была проведена обработка анкет физиолого-гигиенического блока для учащихся 2-х и 11-х классов. В исследовании приняли участие 7 образовательных учреждений (4 городских, 1 поселковое и 2 сельских образовательных учреждения). Большинство учреждений – общеобразовательные школы (6 школ и 1 лицей). Результаты обработки анкет представлены ниже.

 

Выборка составила 279 чел. – 2 класс

Выборка составила 262 чел.

 

 

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

     Пути реализации качественного обновления российского образования определены правительственными постановлениями и уже многочисленными ведомственными документами.

     Становится очевидным: главный вопрос стратегии в области образования – достижение нового качества общего образования, новой модели школы.

     Предметом ожидаемых при этом изменений становятся:

     - образовательные стандарты;

     - учебные планы и программы;

     - формы организации учебного процесса;

     - система оценки качества образования.

     Реализация этих изменений обусловила разворачивание широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, целью которого является выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества образования.

     В рамках этого эксперимента апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесберегающие педагогические технологии.

     Важным организационно-методическим звеном сопровождения эксперимента является отслеживание его результатов, в связи  с чем, организован мониторинг хода и результатов эксперимента. Мониторинг осуществляется  в несколько этапов и по следующим направлениям:

-       оценка учебных достижений школьников, участвующих в эксперименте;

-       выявление факторов, характеризующих особенности участвующих в эксперименте школ, классов, учителей, учащихся;

-       оценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки школьников;

-       оценка социальных последствий эксперимента для участвующих в нем учащихся, учителей и школ.

Одна из задач эксперимента состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок.

Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе образования. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как  генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в то же время с негативным влиянием на здоровье школьных факторов риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников) специалисты связывают от 20 до 40% этих влияний.

Принимая во внимание вышесказанное, III этап мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, проходящий в октябре 2002 года, был направлен на выявление состояния здоровья школьников, их учебной и внеучебной нагрузки.

 Центром мониторинга качества образования Красноярского краевого института повышения квалификации была проведена обработка анкет медико-гигиенического блока для учащихся 2-х и 11-х классов. В исследовании приняли участие 279 второклассников и 262 выпускника из 7 экспериментальных школ края. В данном издании представлены статистические результаты III этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Эта информация будет интересной и полезной для координаторов эксперимента, педагогов, родителей, учащихся экспериментальных школ. Она может служить предметом обсуждения на семинарах различных уровней компетенции.

Результаты анкетирования учащихся 2-х классов

 

 

1. Характеристика семьи

Таблица 1

показатели

мать

отец

средний возраст (в годах)

32

34

постоянную работу имеют (%)

70,7

68,8

образование родителей:

- неполное среднее (%)

 

8,17

 

4,1

- среднее (%)

19,72

29,51

- средне-специальное (%)

52,38

48,36

- высшее (%)

19,73

18,03

 

 

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Условия для занятий

 

Таблица 2

У ребенка есть…

(%)

отдельная комната

47,33

комната на двоих с братом (сестрой)

52,67

письменный стол

95

все необходимые учебники

91

спортивная форма

98

велосипед

58,6

компьютер

9

 

 

 

 

3. Досуг

 

Таблица 3

В свободное время учащиеся предпочитают…

(%)

смотреть телевизор

86,6

гулять с друзьями

82,2

слушать музыку

51,6

читать

45,9

мастерить, шить

40,8

заниматься спортом

26,1

танцевать

26,1

заниматься в кружках

21

играть на компьютере

17,8

 

 

 

Диаграмма 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Питание

 

В школьных столовых  питается большинство учащихся 2-х классов – 79,6%.

 

5. Физическая активность

 

Уроки физической культуры интересными считают 73,2 % школьников.

 

Проведение физкультуры на улице или на школьном стадионе отмечается лишь половиной второклассников.

 

Лечебной физкультурой занимаются 5,7 % учащихся.

 

 

6. Отношение к школе

 

Учащимся были заданы несколько вопросов, ответы на которые представлены ниже в виде диаграмм.

 

 

 

 

Диаграмма 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 8

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты представленные на диаграмме 9 коррелируют с результатами ответа на вопрос: «Нравятся ли тебе твои одноклассники?» (нравятся – 71,31% , не очень – 22,21%, не нравятся – 6,48%).

 

 

Результаты анкетирования учащихся 11-х классов

 

 

1.      Характеристика семьи

Таблица 4

показатели

мать

отец

средний возраст (в годах)

42

43,4

постоянную работу имеют (%)

94,7

78,15

образование родителей:

- неполное среднее (%)

 

0

 

0,66

- среднее (%)

10,7

16,23

- средне-специальное (%)

47,6

55,84

- высшее (%)

41,7

27,27

 

 

 

Преобладают семьи, воспитыва ющие двоих детей (66,36 % семей).

Диаграмма 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Условия для занятий

 

Таблица 5

У выпускника есть…

(%)

отдельная комната

72

комната на двоих с братом (сестрой)

28

письменный стол

88,13

все необходимые учебники

86,24

спортивная форма

80,42

велосипед

24,33

компьютер

22,22

 

 

 

 

3. Досуг

 

Таблица 6

В свободное время выпускники предпочитают…

(%)

слушать музыку

88,1

смотреть телевизор

87

гулять с друзьями

81,9

читать

46,3

заниматься спортом

45,2

играть на компьютере

28,3

танцевать

27,7

слушать радио

21,5

ходить в кино

17

заниматься в кружках

12,4

мастерить, шить

9

 

 

 

Диаграмма 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 13

Диаграмма 13

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью исследования социального окружения выпускников, был предложен ряд вопросов, ответы на которые наглядно отражены на представленных ниже таблицах и диаграммах.

 

Диаграмма 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-классники считают, что основными причинами, побуждающими их друзей к курению, является следующее (результаты указаны в процентах) (табл.7):

 

 

Таблица 7

 

 

Друзья курят, потому что…

(%)

быстро привыкают и делают это по привычке

71,64

чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях

44,71

из-за скуки, от того, что нечем больше заняться

37,02

это считается престижным, так можно вызвать уважение сверстников

14,9

 

 

 

Диаграмма 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Среди основных причин, по которым происходит употребление алкоголя, выпускники отмечают следующие (результаты указаны в процентах) (табл.8):

 

 

 

Таблица 8

 

 

Друзья употребляют алкоголь…

(%)

чтобы отметить праздник, торжественное событие

75,96

чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях

60,58

из-за скуки, от того, что нечем больше заняться

26,44

считают, что это не приносит вреда

12,98

 

 

Диаграмма 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Употребление наркотиков своими друзьями выпускники объясняют следующими причинами (табл.9):

 

 

Таблица 9

 

 

Друзья употребляют наркотики…

(%)

из-за любопытства, хотят узнать, что же это такое

75,96

чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях

11,54

из-за скуки, от того, что нечем больше заняться

11,54

считают, что это не приносит вреда

 

4,81

 

 

 

С целью изучения организации учебной деятельности выпускников, влияния учебной и внеучебной нагрузки на их состояние здоровья, было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 10.

Таблица 10

 

 

да (%)

не знаю (%)

нет (%)

1.

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности

58,36

8,5

33,14

2.

Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа

21,03

22,.81

56,16

3.

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня

9,38

12,5

78,12

4.

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах

25,98

12,6

61,42

5.

Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета

36,72

14,84

48,44

6.

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса

19,69

27,56

52,75

7.

Насмешки одноклассников не портят мне настроение

51,59

16,67

31,74

8.

Я спокойно сплю во время экзаменов и меня во сне не преследуют экзаменационные мотивы

54,69

17,19

28,12

9.

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно

78,9

13,28

7,82

10.

Мне легко организовать свой рабочий день. Я всегда успеваю сделать то, что спланировал

49,22

21,88

28,9

11.

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке

18,9

15,75

65,35

12.

Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня

17,97

13,28

68,75

13.

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем экзамене или зачете

44,53

17,19

38,28

14.

Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны

56,7

16,53

28,77

15.

Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки»

20,31

23,44

56,25

16.

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе

32,03

14,84

53,13

17.

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя

19,53

25

55,47

18.

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство

33,86

18,9

47,24

19.

Меня сильно беспокоит положение в классе

20,47

18,11

61,42

20.

Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости

9,52

22,22

68,26

21.

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня

18,11

14,17

67,72

22.

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом

61,42

10,24

28,34

23.

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала

55,64

18,05

26,31

24.

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией

31,78

11,63

56,59

25.

Возможные неудачи в учебе тревожат меня

81,1

2,36

16,54

26.

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться

11,72

11,72

76,56

27.

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий

50,39

15,5

34,11

28.

Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом

5,56

7,14

87,3

29.

Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние

20,31

22,66

57,03

30.

После спора или ссоры я долго не могу успокоиться

30,47

9,38

60,15

 

Hosted by uCoz