Статистические результаты III этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования: Сборник статистических данных
Составитель: Р.С. Кандаурова,
методист Центра мониторинга качества образования – Красноярск, ИПК РО, 2003. Выпуск 1.
ИНФОРМАЦИЯ О
РезультатАХ третьего этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования
Красноярский
край
октябрь –
декабрь 2002
Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования
обусловлен необходимостью сохранения здоровья детей, повышения качества общего
образования, обеспечения конкурентноспособности
отечественного образования, влиянием демографических и социально-экономических
факторов, необходимостью обеспечения преемственности уровней образования,
создания условий для индивидуализации и профилизации обучения. Эксперимент
осуществляется в рамках реализации Федеральной программы развития образования,
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
23.03.2001 г. № 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования", Планом действий Правительства
Российской Федерации в области социально-экономической политики и Концепцией
модернизации российского образования.
Основными целями мониторинга эксперимента
является выявление педагогической эффективности и социальных последствий
данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а
также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего
стратегии модернизации системы общего образования.
Одной из основных задач
мониторинга эксперимента
является проведение систематических обследований одной и той же группы
экспериментальных школ, учителей и учащихся с целью выявления динамики
изменений значений основных показателей качества образования, а также
социальных последствий широкомасштабного эксперимента.
Для решения этой задачи Центром
мониторинга качества образования КК ИПК РО была проведена обработка анкет физиолого-гигиенического блока для
учащихся 2-х и 11-х классов. В исследовании приняли участие 7
образовательных учреждений (4 городских, 1 поселковое и 2 сельских
образовательных учреждения). Большинство учреждений –
общеобразовательные школы (6 школ и 1 лицей). Результаты обработки анкет представлены
ниже.
Выборка составила 279 чел. – 2 класс
Выборка составила 262 чел.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Пути реализации качественного обновления
российского образования определены правительственными постановлениями и уже
многочисленными ведомственными документами.
Становится очевидным: главный вопрос
стратегии в области образования – достижение нового качества общего
образования, новой модели школы.
Предметом ожидаемых при этом изменений становятся:
- образовательные стандарты;
- учебные планы и программы;
- формы организации учебного процесса;
- система оценки качества образования.
Реализация этих изменений обусловила
разворачивание широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования, целью которого является выявление
организационно-педагогических, организационно-методических и
психолого-педагогических условий достижения нового качества образования.
В рамках этого эксперимента апробируются варианты
экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные
программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества
подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса,
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Важным организационно-методическим звеном
сопровождения эксперимента является отслеживание его результатов, в связи с чем, организован мониторинг хода и
результатов эксперимента. Мониторинг осуществляется в несколько этапов и
по следующим направлениям:
-
оценка учебных достижений школьников, участвующих в
эксперименте;
-
выявление факторов, характеризующих особенности участвующих в
эксперименте школ, классов, учителей, учащихся;
-
оценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки школьников;
-
оценка социальных последствий эксперимента для участвующих в
нем учащихся, учителей и школ.
Одна из задач
эксперимента состоит в том, чтобы найти такие способы организации
образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического
и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок.
Состояние здоровья
школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия
срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе образования. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное
влияние такие факторы, как генетическая
обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития,
но в то же время с негативным влиянием на здоровье школьных факторов риска (интенсификация
и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения
возрастным возможностям школьников) специалисты связывают от 20 до 40% этих
влияний.
Принимая во
внимание вышесказанное, III этап мониторинга эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования, проходящий в октябре 2002 года, был
направлен на выявление состояния здоровья школьников, их учебной и внеучебной
нагрузки.
Центром мониторинга качества
образования Красноярского краевого института повышения квалификации была
проведена обработка анкет медико-гигиенического блока для учащихся 2-х и 11-х
классов. В исследовании приняли участие 279 второклассников и 262 выпускника из
7 экспериментальных школ края. В данном издании представлены статистические
результаты III этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования. Эта информация будет интересной и полезной для
координаторов эксперимента, педагогов, родителей, учащихся экспериментальных
школ. Она может служить предметом обсуждения на семинарах различных уровней
компетенции.
Результаты анкетирования учащихся 2-х классов
1.
Характеристика семьи
Таблица 1
показатели |
мать |
отец |
средний возраст (в годах) |
32 |
34 |
постоянную работу имеют (%) |
70,7 |
68,8 |
образование родителей: - неполное среднее (%) |
8,17 |
4,1 |
- среднее (%) |
19,72 |
29,51 |
- средне-специальное (%) |
52,38 |
48,36 |
- высшее (%) |
19,73 |
18,03 |
Диаграмма 1
Диаграмма 2
2. Условия для занятий
Таблица 2
У
ребенка есть… |
(%) |
отдельная комната |
47,33 |
комната на двоих с братом (сестрой) |
52,67 |
письменный стол |
95 |
все необходимые учебники |
91 |
спортивная форма |
98 |
велосипед |
58,6 |
компьютер |
9 |
3. Досуг
Таблица 3
В свободное время
учащиеся предпочитают… |
(%) |
смотреть
телевизор |
86,6 |
гулять с
друзьями |
82,2 |
слушать
музыку |
51,6 |
читать |
45,9 |
мастерить,
шить |
40,8 |
заниматься
спортом |
26,1 |
танцевать |
26,1 |
заниматься
в кружках |
21 |
играть на
компьютере |
17,8 |
Диаграмма 3
4. Питание
В
школьных столовых питается большинство
учащихся 2-х классов – 79,6%.
5.
Физическая активность
Уроки
физической культуры интересными считают 73,2 %
школьников.
Проведение
физкультуры на улице или на школьном стадионе отмечается лишь половиной
второклассников.
Лечебной
физкультурой занимаются 5,7 % учащихся.
6. Отношение к школе
Учащимся были заданы
несколько вопросов, ответы на которые представлены ниже в виде диаграмм.
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Результаты
представленные на диаграмме 9 коррелируют с
результатами ответа на вопрос: «Нравятся ли тебе твои одноклассники?» (нравятся
– 71,31% , не очень – 22,21%, не нравятся – 6,48%).
Результаты анкетирования учащихся 11-х классов
1.
Характеристика семьи
Таблица 4
показатели |
мать |
отец |
средний возраст (в годах) |
42 |
43,4 |
постоянную работу имеют (%) |
94,7 |
78,15 |
образование родителей: - неполное среднее (%) |
0 |
0,66 |
- среднее (%) |
10,7 |
16,23 |
- средне-специальное (%) |
47,6 |
55,84 |
- высшее (%) |
41,7 |
27,27 |
Преобладают
семьи, воспитыва ющие
двоих детей (66,36 % семей).
Диаграмма 10
Диаграмма 11
2.
Условия для занятий
Таблица 5
У
выпускника есть… |
(%) |
отдельная комната |
72 |
комната на двоих с братом (сестрой) |
28 |
письменный стол |
88,13 |
все необходимые учебники |
86,24 |
спортивная форма |
80,42 |
велосипед |
24,33 |
компьютер |
22,22 |
3. Досуг
Таблица 6
В
свободное время выпускники предпочитают… |
(%) |
слушать музыку |
88,1 |
смотреть телевизор |
87 |
гулять с друзьями |
81,9 |
читать |
46,3 |
заниматься спортом |
45,2 |
играть на компьютере |
28,3 |
танцевать |
27,7 |
слушать радио |
21,5 |
ходить в кино |
17 |
заниматься в кружках |
12,4 |
мастерить, шить |
9 |
Диаграмма 12
Диаграмма 13
Диаграмма 13
С целью исследования социального
окружения выпускников, был предложен ряд вопросов, ответы на которые наглядно
отражены на представленных ниже таблицах и диаграммах.
Диаграмма 14
11-классники считают, что основными
причинами, побуждающими их друзей к курению, является следующее (результаты
указаны в процентах) (табл.7):
Таблица 7
Друзья
курят, потому что… |
(%) |
быстро привыкают и делают это по привычке |
71,64 |
чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях |
44,71 |
из-за скуки, от того, что нечем
больше заняться |
37,02 |
это считается престижным, так можно вызвать уважение
сверстников |
14,9 |
Диаграмма 15
Среди основных причин, по которым происходит
употребление алкоголя, выпускники отмечают следующие (результаты указаны в
процентах) (табл.8):
Таблица 8
Друзья
употребляют алкоголь… |
(%) |
чтобы отметить праздник, торжественное событие |
75,96 |
чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях |
60,58 |
из-за скуки, от того, что нечем
больше заняться |
26,44 |
считают, что это не приносит вреда |
12,98 |
Диаграмма 16
Употребление наркотиков своими друзьями
выпускники объясняют следующими причинами (табл.9):
Таблица 9
Друзья
употребляют наркотики… |
(%) |
из-за любопытства, хотят узнать, что же это такое |
75,96 |
чтобы поднять настроение, забыть о неприятностях |
11,54 |
из-за скуки, от того, что нечем
больше заняться |
11,54 |
считают,
что это не приносит вреда |
4,81 |
С целью изучения организации учебной
деятельности выпускников, влияния учебной и внеучебной нагрузки на их состояние
здоровья, было проведено анкетирование, результаты которого представлены в
таблице 10.
Таблица 10
|
|
да (%) |
не знаю (%) |
нет (%) |
1. |
У меня редко бывают
головные боли после длительной и напряженной деятельности |
58,36 |
8,5 |
33,14 |
2. |
Меня ничто не может
вывести из хорошего расположения духа |
21,03 |
22,.81 |
56,16 |
3. |
Невыполненные
задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня |
9,38 |
12,5 |
78,12 |
4. |
Я не волнуюсь и не
испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах |
25,98 |
12,6 |
61,42 |
5. |
Я захожу на экзамен
в числе первых и не задумываюсь над выбором билета |
36,72 |
14,84 |
48,44 |
6. |
Мне не требуется
времени на обдумывание дополнительного вопроса |
19,69 |
27,56 |
52,75 |
7. |
Насмешки
одноклассников не портят мне настроение |
51,59 |
16,67 |
31,74 |
8. |
Я спокойно сплю во время экзаменов и меня во сне не преследуют экзаменационные
мотивы |
54,69 |
17,19 |
28,12 |
9. |
В коллективе я
чувствую себя легко и непринужденно |
78,9 |
13,28 |
7,82 |
10. |
Мне легко
организовать свой рабочий день. Я всегда успеваю сделать то, что спланировал |
49,22 |
21,88 |
28,9 |
11. |
Мне трудно удается
сосредоточить внимание на уроке |
18,9 |
15,75 |
65,35 |
12. |
Отступление
преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня |
17,97 |
13,28 |
68,75 |
13. |
Меня постоянно
тревожат мысли о предстоящем экзамене или зачете |
44,53 |
17,19 |
38,28 |
14. |
Порой мне кажется,
что мои знания по тому или иному предмету ничтожны |
56,7 |
16,53 |
28,77 |
15. |
Отчаявшись
выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки» |
20,31 |
23,44 |
56,25 |
16. |
Я не успеваю
усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе |
32,03 |
14,84 |
53,13 |
17. |
Я болезненно
реагирую на критические замечания преподавателя |
19,53 |
25 |
55,47 |
18. |
Неожиданный вопрос
преподавателя приводит меня в замешательство |
33,86 |
18,9 |
47,24 |
19. |
Меня сильно
беспокоит положение в классе |
20,47 |
18,11 |
61,42 |
20. |
Я безвольный
человек и это отражается на моей успеваемости |
9,52 |
22,22 |
68,26 |
21. |
Я с трудом
сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня |
18,11 |
14,17 |
67,72 |
22. |
Несмотря на
уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием,
экзаменом |
61,42 |
10,24 |
28,34 |
23. |
Порой мне кажется, что
я не смогу усвоить всего учебного материала |
55,64 |
18,05 |
26,31 |
24. |
Во время ответа
меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией |
31,78 |
11,63 |
56,59 |
25. |
Возможные неудачи в
учебе тревожат меня |
81,1 |
2,36 |
16,54 |
26. |
Во время
выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться |
11,72 |
11,72 |
76,56 |
27. |
Мое состояние во
многом зависит от успешного выполнения учебных заданий |
50,39 |
15,5 |
34,11 |
28. |
Я часто ссорюсь с
товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом |
5,56 |
7,14 |
87,3 |
29. |
Микроклимат в
классе очень влияет на мое состояние |
20,31 |
22,66 |
57,03 |
30. |
После спора или
ссоры я долго не могу успокоиться |
30,47 |
9,38 |
60,15 |