Качество
образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статистических данных
Составитель:
Н.Л.Солянкина,
методист Центра мониторинга качества образования – Красноярск, ИПК РО, 2003. Выпуск 2.
КОМПОНЕНТЫ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ –
ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Состояние быстро меняющихся социально-экономических и политических
обстоятельств современной жизни привели к необходимости модернизации и системы
образования.
В настоящее время в сфере образования сложились
противоречия:
-
между направленностью большей части учащихся
на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особой среды развития,
способствующей воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности, и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;
-
между несоответствием существующего содержания образования
потребностям общества в поколении людей,
способных мыслить нестандартно, и необходимостью создания таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы созданию возможностей для развития творческого потенциала в интеллектуальной
сфере деятельности.
Как следствие, растет неудовлетворенность и выпускников школ, и
общества в целом недостаточной
подготовленностью выпускников школ к самостоятельному решению «послешкольных»
проблем в различных сферах жизнедеятельности -
к определению своего поведения на рынке труда, к участию в социально-политической
жизни и т.д.
Одной
из причин сложившейся ситуации
является содержание образования и
способы его отбора. Долгое время в российском образовании содержание
образования ориентировалось на усвоение большого объема фактов и научных
понятий, относящихся преимущественно к ряду областей научного знания. Освоение
этого содержания на сегодня не обеспечивает возможность решения значимых для учащихся проблем, поскольку данное содержание
образования не в полной мере отражает социальный опыт решения личностно
значимых проблем. В основном подобное содержание раскрывает результаты научного
познания мира.
Несоответствие
содержания образования актуальным проблемам социализации учащихся в условиях
возрастания значимости личностного выбора привело к поиску путей устранения
сложившихся противоречий.
Занимаясь
решением данной проблемы, опираясь на материалы О.Е. Лебедева
и О.Б. Шульца, Центр мониторинга качества образования
Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования
пришел к пониманию того, что, прежде всего, необходимо установить, что включает
в себя понятие «содержание образования», а затем разработать показатели его
обновления.
Каким же должно быть содержание образования
как специально (особо) организованного процесса развития
возможностей, способностей, приближающее ученика к активной познавательной
деятельности, способствующее появлению творческой
изобретательности, актуализирующее творческие потенции личности ребенка?
Под содержанием образования
Центр мониторинга качества образования понимает совокупность слоев или компонентов, каждый
из которых можно представить как относительно самостоятельный, но
конкретизирующий общие цели школьного
образования, поскольку, по словам И.Я. Лернера, содержание образования
- это цели обучения, выраженные педагогическим языком.
Являясь воплощением цели обучения, содержание образования,
по словам И.Я. Лернера, есть тот фактор, который обусловливает обучение как систему.
Оно выступает одновременно в четырех ролях — цели, средства
обучения, объекта усвоения, результата обучения. Оно диктует учителю
его конкретные цели в соответствии с закономерностями усвоения.
Осознав свои цели, учитель воздействует на мотивы учащихся, используя
для этого непосредственное влияние условий, включающих
специально конструируемые педагогические ситуации, содержание учебного материала, свои личностные особенности, средства обучения, методы, а также особенности
учащихся.
Обозначенная в «Концепции
модернизации структуры и содержания Российского образования до 2010г» цель
школьного образования обусловила
выделение следующих компонентов цели:
-
мотивационный;
-
ценностно-ориентационный;
-
коммуникативный;
-
когнитивный;
-
операционально-деятельностный;
-
результативный.
Выделенные
компоненты цели образования
определяют его содержание. Каждый
компонент раскрываются через ряд качественных показателей
(характеристик), по мере проявления которых можно судить о степени выраженности того
или иного
компонента.
Содержание образования
можно представить конкретными характеристиками, позволяющими измерить, оценить,
описать и установить закономерности, существующие в функционировании самого
объекта. Для этого,
-
мотивы
учебной деятельности школьников;
-
оценка
собственной деятельности и межличностного поведения школьников;
-
удовлетворенность
школьной жизнью;
-
слагаемые
жизненного успеха выпускников;
-
оценка
результатов деятельности школы выпускников;
-
психологическая
атмосфера на уроке.
В течение
трех лет (с 2000г по 2003 учебный года)
Развивает ли современная школа
способность адаптироваться в быстро меняющемся мире?
СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Диаграмма 1
Результаты исследования отношения выпускников к учению
в школе
Диаграмма 2
Оценка выпускниками
результатов школьного образования
Диаграмма 3
Результаты исследования
представлений выпускников о собственном
будущем
Диаграмма 4
Результаты исследования востребованности выпускниками полученного образования для достижения личного
благополучия и успеха
Таблица 1
Результаты диагностики слагаемых, определяющих
жизненный успех с точки зрения выпускников школы
Слагаемые жизненного успеха
|
Наиболее привлекательные |
Привлекательные |
Менее привлекательные |
Не привлекательные |
Отличный
внешний вид |
7,7% |
6,9% |
7,7% |
7,8% |
Материальный
достаток, собственность |
8,2% |
10,3% |
8,7% |
9,8% |
Интересная
и полезная работа |
7,0% |
6,2% |
10,2% |
9,4% |
Крепкое
здоровье |
29,2% |
13,3% |
7,8% |
6,1% |
Хорошие и
верные друзья |
8,2% |
13,7% |
10,2% |
10,2% |
Профессиональное
мастерство, трудовые достижения |
4,5% |
4,8% |
6,9% |
5,7% |
Гармоничные
отношения с близким, любимым человеком |
3,2% |
5,5% |
5,1% |
4,0% |
Душевное
равновесие, вера |
2,8% |
3,5% |
3,7% |
3,1% |
Высокий
уровень образованности, культура |
7,3% |
5,2% |
9,1% |
6,7% |
Широкие
возможности для проведения досуга (отдых, развлечения) |
0,6% |
0,7% |
1,4% |
1,8% |
Дружная
семья, наличие домашнего уюта |
6,7% |
7,9% |
8,3% |
7,6% |
Уверенность
в себе, сильная воля |
11,8% |
11,4% |
8,5% |
8,8% |
Должность,
дающая возможность руководить людьми |
0,8% |
1,0% |
1,8% |
3,2% |
Таблица 2
Результаты
исследования мотивации учебной
деятельности школьников
|
широкие социальные
мотивы |
мотивация благополучия |
престижный мотив |
мотив содержания |
мотив прессом |
узкий социальный мотив |
отсутствие мотива |
4 класс |
45% |
49% |
29% |
78% |
11% |
44% |
7% |
5 класс |
36% |
37% |
13% |
57% |
11% |
31% |
18% |
6 класс |
57% |
49% |
15% |
33% |
13% |
26% |
7% |
7 класс |
63% |
38% |
14% |
67% |
16% |
43% |
3% |
8 класс |
57% |
26% |
10% |
59% |
43% |
35% |
6% |
9 класс |
43% |
15% |
1% |
31% |
8% |
16% |
0% |
10 класс |
45% |
17% |
3% |
31% |
5% |
3% |
5% |
11 класс |
38% |
9% |
0% |
48% |
15% |
5% |
9% |
Диаграмма 5
Результаты
оценки собственной деятельности и межличностного взаимодействия учеников 10 класса
Диаграмма 6
Диаграмма 9
Результаты
исследования показателей удовлетворенности учащимися школьной жизнью
Диаграмма 10
Результаты исследования общего состояния школьников на
отдельных уроках
Диаграмма 11
Результаты
исследования эмоционально-интеллектуальной напряженности и тревожности учащихся на отдельных уроках
Диаграмма 12
Результаты
исследования ориентации учебных и межличностных взаимодействий между учителем и
учеником на отдельных уроках
Диаграмма 13
Результаты
исследования влияния учебной нагрузки на
физическое состояние школьников
Диаграмма 14
Результаты
исследования объема домашних заданий (взгляд учащихся 10 класса)
Диаграмма 15
Результаты
исследования временных затрат учащихся на подготовку домашних заданий
Диаграмма 16
Результаты
ранжирования учебных предметов по сложности учащимися 10 класса
Диаграмма 17
Результаты
выбора учащимися 10 класса наиболее полезных
(для подготовки
к жизни) учебных предметов
Диаграмма 18
Результаты
выбора учащимися 10 класса наиболее интересных учебных предметов
Диаграмма 19
Результаты
ранжирования школьниками 10 класса невостребованных учебных предметов
Диаграмма 20
Результаты
ранжирования школьниками 10 класса предметов дополнительного образования
Диаграмма 21